Каждый раз, когда художник берется за акварель, он пытается управлять стихией. Акварель происходит от итальянского Acquerello, основа которого — acqua (вода). Непредсказуемость и текучесть этой техники требует от художника терпеливости и настойчивости. Именно в способности и желании справиться с влажной текстурой холста проявляется темперамент конкретного художника в его произведении.
Еще в древние времена люди начали смешивать редкие природные пигменты с водой и использовать их для письма, например, на папирусе в древнем Египте или шелке в древнем Китае.
Акварель становится более похожей на современную во II веке нашей эры в Азии, где впервые появляется бумага. В силу ценности используемых материалов работа мастеров характеризуется неспешностью и тщательностью.
Далее, когда в XII веке мавры принесли производство бумаги в Испанию, акварель стала широко использоваться не только в служебных, но и художественных целях. Считается, что европейская техника рисования акварелью зародилась в Италии, где открылись первые фабрики по производству бумаги. Сам термин «акварель» впервые упоминается у Ченнино Ченнини в «Трактате о живописи» (1437 г.) и описывается как растворение краски в водном клеевом растворе, для которого использовали гумми или мёд.
Итальянская акварель
Еще ее называют сухой техникой, так как работа ведется по сухой бумаге: видимо, жаркое солнце Италии долго не оставляло холст влажным. Здесь в основном преобладают четкие непрозрачные мазки, которые «складываются» в мозаику и наносятся на бумагу в несколько плотных слоев.
В Средние века монахи пользовались живописным приемом «по-сухому» для оформления церковных книг, которые были написаны на пергаменте или овчине — это считалось видом искусства.
В эпоху Возрождения сухая техника использовалась при создании эскизов к будущим фрескам. Сами фрески, предшественницы акварели, также выполнялись разведенными водой пигментами по мокрой штукатурке (интонако). Самая известная работа — Сикстинская капелла Микеланджело 1512 года. Уже тогда художникам приходилось подстраиваться под капризный материал: влажная штукатурка покрывалась плесенью, и работу приходилось переделывать.
Альбрехт Дюрер (1471-1528 гг.) был первым признанным мастером акварели. Он использовал тщательно выписанные композиции животных и растений как анатомические модели для других работ. Теперь они считаются великими произведениями искусства.
В XVIII-XIX веках сухой техникой пользовались геологи и военные для зарисовки пейзажей, животных, археологических объектов и топографических планов.
Английская акварель
Как видно из названия, эта акварельная техника появилась в Англии в XVIII-XIX веках.
Влажный туманный климат этой страны будто растворил сухую и плотную манеру письма и сделал ее легкой и мягкой — той, с которой чаще всего ассоциируется акварель в наше время.
Это более прихотливый стиль, суть которого заключается в работе на увлажненной поверхности бумаги — «работе на воде». Чтобы работать на пленере, использовались различные техники для поддержания влажности листа: под него подкладывали сырую фланель и придумывали особые виды стиратора — рамки для натягивания рисовального листа.
Вода позволяет белому листу бумаги просвечивать, обнажая фактуру и наделяя изображение сиянием, чистотой цвета, ощущением воздуха и удивительной легкостью.
В 1804 году в Англии было основано Society of Painters in Water Colours — «Общество акварелистов», и акварель стала чуть ли не самым главным видом живописи, введя моду на все английское.
Алла прима
От итальянского alla prima — «с первого раза». Такие картины выполняются на обильно смоченной водой бумаге, позволяя краскам растечься, а линиям — перетекать друг в друга, размывая контуры. Художнику приходится работать очень быстро, что требует опыта и сноровки. Результат при этом всегда остается непредсказуемым: при высыхании рисунок может измениться.
Получаются очень воздушные произведения, в которых воображение зрителя дорисовывает образы.
Смешанная техника
Это самая распространенная техника в наши дни. Художник сам решает, где добавить мокрых эффектов и размытости, а где проработать детали по сухому, увеличивая резкость на отдельных областях картины.
Также стоит отметить, что не так просто обозначить определенную технику акварели. Ее язык скорее интимный — он находится в подчинении темперамента художника, передавая его психическое и философское отношение к краске. Поэтому акварель настолько разнообразна, насколько разнообразны и аутентичны почерки художников.
Вот некоторые примеры:
Dima Rebus: называет свой стиль «underground aquarellka»
Альваро Кастаньет: в картинах мощная динамика, сила жизни и страсть — они ловят и передают спонтанное чувство, настроение.
Александр Воцмуш: спонтанное фантазирование, легкость подачи, развитие сюжета из набросанных пятен, экспрессивность:
Мигель Линарес Риос: дышащее небо и задиристая небрежность, бесшабашность, покосившееся линии, набрызг, процарапывание. Картины как чистый взгляд ребенка:
Автор: Валерия Маркова