Артикуляционная гимнастика (в некоторых источниках встречается термин "артикуляторная гимнастика", что сути дела не меняет) - это комплекс упражнений, направленный на улучшение подвижности органов артикуляции (губ, языка, щёк). Это обязательный подготовительный этап при постановке и автоматизации звуков. Используется при речевых нарушениях как у детей, так и у взрослых (при афазии, заикании, дислалии). У актёров, певцов, дикторов, ведущих применяется для "разогрева": улучшения дикции, подготовки голосового аппарата к предстоящей работе. Кроме того, выполнение артикуляционных упражнений помогает бороться с морщинами в области носогубного треугольника.
Фото взято на сайте: pixabay.com
Гимнастика бывает пассивной: когда ребёнок или взрослый не могут самостоятельно выполнить упражнение, логопед помогает растянуть губы в улыбке, собрать в трубочку, поднять язык. Активная артикуляционная гимнастика подразумевает, что человек сам, без чьей-либо помощи, выполняет предложенный комплекс.
Артикуляционные упражнения бывают статические (удержание в определённой позиции губ, языка, щёк в течение 5-10 секунд) и динамические (движение языка, губ, щёк в заданном направлении под счёт).
Фото взято на сайте: compedu.ru
При проведении гимнастики возможно использование различных приспособлений, которые облегчают, либо, напротив, дают дополнительную нагрузку органам, отвечающим за красивую чистую речь. Это могут быть ватные палочки, шпатели, ложки, бинты, крупные бусины, закреплённые на нитке. Но, как правило, это прерогатива специалиста-логопеда. Для их применения необходимо обладать определёнными знаниями в области анатомии и логопедии, чтобы не навредить ребёнку.
Речеобразующие мышцы, как и любые другие, нуждаются в постоянной тренировке. Родители, даже не будучи специалистами в области логопедии, могут помочь своему ребёнку укрепить речевые мышцы и подготовить базу для чистого звукопроизношения с помощью простых и понятных упражнений.
Фото взято на сайте: compedu.ru
А чтобы занятия проходили легко и непринуждённо, предлагаем вам попробовать "вкусную" артикуляционную гимнастику. Для её выполнения вам понадобится следующее: зеркало, блюдце с вареньем или мёдом, чайная ложка и любимый сок малыша (подойдёт и просто водичка), пару сушек, мармеладные мишки, чупа-чупс, соломка (сладкая или солёная, в зависимости от ваших предпочтений).
1. "Вкусное варенье" - предложите ребёнку облизать блюдце с вареньем (мёдом). При выполнении упражнения растягивается подъязычная уздечка, улучшается подвижность языка, что очень важно для постановки и автоматизации сонорных звуков (в частности, звуков р, л).
2. "Ковшик" - пусть малыш попробует загнуть язычок "ковшиком" ("чашечкой"), налейте на язык с помощью чайной ложки немного сока, попросите удержать его в "чашечке" 3-5 секунд, затем можно проглотить сок. Это упражнение полезно для правильного произношения шипящих звуков.
3. "Бублик" - несколько сушек лежит на чистом блюдце, попросите ребёнка поднять сушку, обхватив её губами, без помощи рук перенести на другое блюдце. Когда работа будет выполнена, можно немного подкрепиться.
Фото взято на сайте: wallbox.ru
4. "Язычок-гимнаст" - рот открыт, на язычок нанизываем сушку (аккуратно, чтобы у ребёнка не возникало дискомфорта), предлагаем поднять и опустить язычок с сушкой, подвигать им вправо-влево.
5. "Футболисты" - небольшую по размеру сушку прячем за щеку, язычком перемещаем её с закрытым ртом за другую щеку.
6. "Мишки загорают" - высунуть широкий язык, положить на него пару мармеладных мишек, удерживать их на язычке, не давая им упасть 3-5 секунд. Спрятать мишек в "домик-ротик".
Фото взято на сайте: pixabay.com
7. "Чудо-конфетка" - с помощью чупа-чупса бережно массируем внутреннюю сторону щёк.
Фото взято на сайте: volna.org
8. "Моторчик" - поместите небольшой по размеру чупа-чупс под язычок ребёнка. Быстро передвигайте конфетку вправо-влево, при этом пусть малыш пробует повторять без остановки звук "д-д-д" или "дын-дын-дын". Упражнение помогает научить ребёнка правильно произносить звук "р".
9. "Соломка" - поместите соломку над верхней губой, пусть ребёнок попробует удержать её.
10. "Бобёр" - губки растянуть в улыбке, в зубах зажать соломку, удерживать 3-5 секунд. Полезно при формировании правильного произношения свистящих звуков.
11. "Художники" - взять соломку в зубы (как карандаш), нарисовать в воздухе круг, написать цифру, букву, не выпуская соломку.
фото взято на сайте: yandex.by/images
Каждое упражнение желательно повторять 3-5 раз, хотя бы 2-3 раза в неделю. Лучше всего выполнять зарядку перед зеркалом. У взрослых артикуляция - это автоматизированный навык, а детям необходимо зрительное восприятие и систематическая тренировка, чтобы обрести его.
Чтобы гимнастика проходила веселее, можно также рассказывать в процессе стишки; придумывать сказочные сюжеты; использовать карточки с предметными картинками на каждое упражнение, игрушки-символы, дорожки-лабиринты, проходя которые ребёнок выполняет одно упражнение за другим и не замечает, как учится.
Если в процессе занятия у ребёнка напряжена лицевая мускулатура, дрожит язык или не получается удержать заданную позицию, поспешите записаться на консультацию к логопеду. Возможно, малышу потребуется логопедический массаж.
Традиционно считается, что оптимальное время для начала занятий артикуляционной гимнастикой - 3 года. Своевременное начало занятий в ряде случаев помогает ребёнку научиться говорить чисто и правильно без помощи специалиста. Ну а если без логопеда всё же не обошлось, гимнастика тоже не будет лишней, поскольку органы артикуляции будут подготовлены к постановке трудных звуков и закреплению правильного произношения. С помощью таких занятий и дети, и взрослые научатся говорить красиво, чётко и правильно.
фото взято на сайте: yandex.by/images
Если вы хотите получать больше интересной информации, то подписывайтесь на наш канал: Здоровье с нами. <= нажмите здесь
Читайте также наши статьи:
Будьте здоровы!!!