Найти в Дзене
Parnas on-line gallery

За что презирали салонную живопись? Несколько интересных фактов об академизме.

Оглавление
Витторио Реджианини. Вечеринка
Витторио Реджианини. Вечеринка

Снисходительное выражение «салонщина», как ни странно, описывает самый развитый и наиболее прекрасный художественный стиль – академизм. Почему он получил такое прозвище и за что его стали презирать, разберемся вместе с Парнасом.

Название.

При чем тут вообще салон? На самом деле, это французы ввели в обиход слово, да, именно они считались главными эстетами мира искусства в 19 веке, и диктовали большинство трендов не только всей Европе, но даже Российской империи. В России представители высшего сословия писали на родном языке с ошибками, зато на французском изъяснялись безупречно. Мода на наряды, интерьер и экстерьер, оформление садов, музыку, литературу и искусство диктовали французы. Они же придумали компетентное жюри, которое согласовывало картины для выставок во дворцах, эти выставочные комнаты – салоны, стали нарицательным выражением как для экспозиции, так и места ее размещения. Парижские салоны проводятся до сих пор.

П. Деларош. «Дети Эдуарда IV в Тауэре». 1830–31.
П. Деларош. «Дети Эдуарда IV в Тауэре». 1830–31.

Консерватизм.

При отборе работ для Салонов, требования были довольно строгие, попадали туда лишь произведения в определенной стилистике: идеально вылизанные полотна на академические темы с абсолютным отсутствием реальных эмоций у персонажей. Все должно было выглядеть как постановка, никаких лишних движений, никакой спонтанности. Подобно театральной сцене, в рамках картины разыгрывалась костюмированная драма – эпичная, но не настоящая.

«Pollice verso», Жан Жером, 1872
«Pollice verso», Жан Жером, 1872

Сильная сторона.

Академизм был и всегда будет основой классической художественной школы, его эстетика – мир идеальных и прекрасных образов, которыми всю жизнь будут восхищаться, потому что они историчны, продуманны и просто красивы.

А. Кабанель. «Клеопатра, испытывающая яд на приговорённыхк смерти». 1887.
А. Кабанель. «Клеопатра, испытывающая яд на приговорённыхк смерти». 1887.

Слабая сторона.

К сожалению, эта вышколенная академиками манера рисования наскучила зрителям. А еще сильнее – художникам, которые жаждали творческой свободы. Им не хотелось писать композицию по заранее продуманной заезженной схеме, с одними и теми же каноническими сюжетами и персонажами. Хотя Салоны, со временем, подстраивались под потребности публики, в умах большинства они остались тесно связаны с закостенелым академизмом, который не дает вздохнуть авторам, желающим творить вне темы.

Генрих Семирадский. Танец среди мечей. 1881
Генрих Семирадский. Танец среди мечей. 1881

Картинки над камином.

Был период (к счастью он завершился), когда иметь дома репродукции классиков считалось полнейшим безвкусием. Интерьерные картины с сюжетами какой-то далекой незнакомой жизни, как дешевые побрякушки, говорили, что у хозяев не достает фантазии украсить дом подлинным (современным) искусством с актуальной концепцией. Тут и появился негативный оттенок «салонщины» в «мещанстве».

Больше, чем искусство.

Мода на художественные стили возвращается, как и все цикличное в законах социума. Поэтому, легкая драма академизма снова актуальна, и ее опять можно использовать в интерьере, это даже престижно.

Г. Семирадский. Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла.
Г. Семирадский. Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла.

Элитарность.

Как бы там ни было, академизм – это искусство для образованных. Художники писали так, словно думали, что зритель неплохо разбирается в истории, мифологии, религиозных сюжетах и литературном искусстве. Словом, чтобы его по-настоящему понимать, нужно как следует повысить уровень знаний во многих сферах.

Витторио Реджианини. Игра с голубями
Витторио Реджианини. Игра с голубями

Классическая живопись не признавала вольностей, это правда. Но в ней были заложены вечные ценности, позволяющие, спустя века, сохранить актуальность для искушенного зрителя 21 столетия. Иначе, почему мы возвращаемся к этим шедеврам, когда мир пополняется новыми произведениями искусства ежечасно?