Снисходительное выражение «салонщина», как ни странно, описывает самый развитый и наиболее прекрасный художественный стиль – академизм. Почему он получил такое прозвище и за что его стали презирать, разберемся вместе с Парнасом.
Название.
При чем тут вообще салон? На самом деле, это французы ввели в обиход слово, да, именно они считались главными эстетами мира искусства в 19 веке, и диктовали большинство трендов не только всей Европе, но даже Российской империи. В России представители высшего сословия писали на родном языке с ошибками, зато на французском изъяснялись безупречно. Мода на наряды, интерьер и экстерьер, оформление садов, музыку, литературу и искусство диктовали французы. Они же придумали компетентное жюри, которое согласовывало картины для выставок во дворцах, эти выставочные комнаты – салоны, стали нарицательным выражением как для экспозиции, так и места ее размещения. Парижские салоны проводятся до сих пор.
Консерватизм.
При отборе работ для Салонов, требования были довольно строгие, попадали туда лишь произведения в определенной стилистике: идеально вылизанные полотна на академические темы с абсолютным отсутствием реальных эмоций у персонажей. Все должно было выглядеть как постановка, никаких лишних движений, никакой спонтанности. Подобно театральной сцене, в рамках картины разыгрывалась костюмированная драма – эпичная, но не настоящая.
Сильная сторона.
Академизм был и всегда будет основой классической художественной школы, его эстетика – мир идеальных и прекрасных образов, которыми всю жизнь будут восхищаться, потому что они историчны, продуманны и просто красивы.
Слабая сторона.
К сожалению, эта вышколенная академиками манера рисования наскучила зрителям. А еще сильнее – художникам, которые жаждали творческой свободы. Им не хотелось писать композицию по заранее продуманной заезженной схеме, с одними и теми же каноническими сюжетами и персонажами. Хотя Салоны, со временем, подстраивались под потребности публики, в умах большинства они остались тесно связаны с закостенелым академизмом, который не дает вздохнуть авторам, желающим творить вне темы.
Картинки над камином.
Был период (к счастью он завершился), когда иметь дома репродукции классиков считалось полнейшим безвкусием. Интерьерные картины с сюжетами какой-то далекой незнакомой жизни, как дешевые побрякушки, говорили, что у хозяев не достает фантазии украсить дом подлинным (современным) искусством с актуальной концепцией. Тут и появился негативный оттенок «салонщины» в «мещанстве».
Больше, чем искусство.
Мода на художественные стили возвращается, как и все цикличное в законах социума. Поэтому, легкая драма академизма снова актуальна, и ее опять можно использовать в интерьере, это даже престижно.
Элитарность.
Как бы там ни было, академизм – это искусство для образованных. Художники писали так, словно думали, что зритель неплохо разбирается в истории, мифологии, религиозных сюжетах и литературном искусстве. Словом, чтобы его по-настоящему понимать, нужно как следует повысить уровень знаний во многих сферах.
Классическая живопись не признавала вольностей, это правда. Но в ней были заложены вечные ценности, позволяющие, спустя века, сохранить актуальность для искушенного зрителя 21 столетия. Иначе, почему мы возвращаемся к этим шедеврам, когда мир пополняется новыми произведениями искусства ежечасно?