Этот эпос не является собственностью какой либо из наций, корни его уходят к тюркам, а отражение он находит у башкир, казахов, каракалпаков, татар всех местностей. Естесственно, у всех привязка к своей местности, родовым обычаям, но сюжетная линия, в своей основе - одна. Здесь же мы расскажем узбекскую версию.
Итак, в давние - давние времена живут два брата - Байсари, младший брат, под управлением которого десятитысячеюртным родом, и Байбури, который был шахом и был правителем земли Конгратской. Были они бездетны и в следствии этого их стали меньше уважать, прямо указывая на это. Но время прошло, предстал им во снах человек и предсказал рождение детей. Так и вышло - родились у Байсари дочь, а у Байбури - и дочь, и сын. И вот, во время празднества по случаю рождения детей, явился к ним человек из их снов, дал имена детям их и помолвил дочь Байсари с сыном Байбури. Как водится, дети росли не по дням, а по часам, постигали науки разные, и к семи годам уже превосходили знаниями своими многих взрослых. А звали дочь Байсари - Ай Барчин, а дочь Байбури - Калдыргач аим, а сына - Хакимбеком.
И вот, когда Хакимбек превзошел взрослых умом своим, позвал его отец и спросил его о скупости и жадности. Хаким, которому уже дали прозвище Алпамыш, за его силу и удаль, ответил, что дело в закяте - если челоек не беден и платит его, то он - щедр, если же человек богат и скупится на закят, то он - жадина. Байбури задумался, он не платит закят потому что он - шах, и сам его собирает. А вот брат Байсари должен его платить. Это и послужило причиной ссоры между братьями и даже вражды. Что бы не платить закят, Байсари поднял весь свой род и отправился к калмыкам, в далекий край. Тяжело было народу, еще тяжелее дочери Байсари. Тяжело расставание с друзьями и тем более, с Алпамышем.
Когда же прибыл народ Байсари к калмыкам, то по незнанию своему нанес им ущерб, вытоптав посевы своими несметными стадами. Об этом и было немедленно доложену калмыцкому шаху - Тайча хану. Разгневанный хан отряжает 500 своих палачей для поимки и истязания лучших сыновей рода Байсари. Но не смогли палачи определить, кто знатен среди них, а кто - простолюдин, но увидели юрту богатую, схватили хозяина ее, а им и был Байсари. Избили его, поволокли к хану калмыцкому. В пути же Байсари уговорил их послать Тайчи хану письмо, в котором разъяснял все происшедшее. Смилостивился над ним хан, оставил ему все его богатство, а калмыкам пообещал не брать с них налог в возмещении ущерба за посевы. Но обманул их коварный шах.
Молва о красавице-узбечке, дочери Байсари быстро облетела калмыков. И было среди них 90 батыров, которые жили в пещерах, съедали по сорок баранов в день. И стали они решать, каждому ли свататься к ней отдельно, или всем вместе. А еще жила в том крае старуха - ведьма Сурхаиль, и было у нее семь сыновей, и боялся ее даже сам Тайча хан. Она же решила хитростью взять Барчин Ай. Исспросила разрешения у Хана на якобы разведку и отправилась к узбекам. Придя же к юрте и встретив там жену Байсари, посваталась она к ним, но получила отказ. Не стерпела такого слова ведьма старая, начала угрожать узбекам, получив в ответ достойный отпор. И только спутницам страухи Сурхаиль удалось унять их.
Но вернувшись домой, злая ведьма не рассказала своему сыну о том, что дочь бая уже помолвлена и ждет своего суженого, а наоборот, сказала, что получила согласие на свадьбу и что сыну ее стоит немедленно отправится к баю и забрать невесту. Что младший сын и сделал, но получил отворот поворот. Вернувшись к своей пещере и рассказав о том, что он "гулял"с невестой, среди 90 калмыков-богатырей поднялся спор за руку и сердце дочери Байсари. Каждый претендовал на них. В конце концов решили ехать к ним все вместе и добиться того, что она станет или женой одного из них, или общей для всех. Вернувшись к Байсари, они напугали узбеков, но только не его дочь, Барчин Ай. Она опять дала им отворот поворот, а когда они силой пытались ее взять, то побила одного из них. В конце концов она выторговала отсрочку на полгода и послала весточку Алпамышу, который не смотря на сомнения, отправился в поход, на выручку своей невесте. Войдя в страну калмыков, он повстречался с младшим сыном ведьмы, Караджаном, с которым и подружился. Поводом же послужило то, что Караджан увидел перед этим вещий сон, где они стали друзьями, помимо этого, Караджан принял Ислам. Стал Алпамыш гостем Караджана. Через некоторое время отправил Алпамыш своего нового друга сватом к Барчин Ай. На своем коне. Узнав о приезде своего жениха, Барчин Ай устраивает состязание, победитель которых и станет ее мужем. Наяинается подготовка к соревнованиям. Даже хан калмыцкий решил принять участие в них, в надежде стать мужем Барчин Ай. И вот настал заветный час. Выставил от себя Алпамыш своего друга, Караджана. Но калмыцкие богатыри оказались коварными и связали Караджана, коня Байчибара, да еще и гвозди забили ему в копыта, что бы наверняка его обездвижить. Но Калмыцкий батыр сумел развязаться, но не увидел гвозди в копытах коня. И все таки верный Алпамышу конь пришел первым. Следующий этап - стрельба. Но и здесь победил узбекский батыр, на тысячу шагов уложил пулю в таньгу. Завершающий этап - борьба. Вышел Караджанбек, победил много он калмыцких героев, только на ноч остановили бой. На следующий день в борьбу вступил сам Алпамыш против главного калмыка - Кокальдаша и победил его. Сразу же и свадьбу сыграли. Стали мужем и женой Алпамыш и Барчин Ай. На радостях весь народ десятитысячеюртный стал домой, в Конграт собираться, один Байсари, упрямец старый, не соглашается. Сколько не уговривали его, народ, посланцы, сам Хакимбек, не согласился он, обиду старую тая.
Но старая ведьма Сурхаиль не успокоилась, потеряв всех своих сыновей, а особенно из-за младшего,принявшего мусульманство. Пошла она к шаху калмыцкому, наговорила ему всего, распалила его кровожадный дух, собрался шах войной на узбеков, послал войско свое вслед за ними. Поскакали два друга навстречу к войску Тайча хана. Но Алпамыш отправил Караджанбека обратно, стеречь народ узбекский, сам же сразился с калмыками, перебил их богатырей, разогнал войско калмыцкое и догнал народ свой. Вернулись они в свой Конграт родной, а Алпамыш не только со своей женой, но верным другом своим, Караджанбеком. Воссоединился весь народ.
Но не успокоились калмыки, затевать стали они козни,мечтая отомстить Алпамышу за беды свои, за смерти богатырей своих.
Но рассказ о дальнейшей судьбе героев наших в следующей статье.
Пересказ этого эпоса - мой, вольный. Если же есть желание у читателя узнать в стихотворной форме все детали этого эпоса, диалоги героев, обычаи и разные местности, на которых происходили события и сражения наших героев, читайте эпос тюркского народа о славном герое Алпамыше, имя которого меняется незначительно у разных народов.