В предыдущей статье я на примерах фотографий натюрморта показала, что такое цветовой рефлекс.
Конечно, рефлексы хорошо видны на белых предметах. А также на предметах с блестящей или просто гладкой поверхностью. Более ясно видны на светлых и скорее нейтральных по окраске поверхностях, менее ясно - на насыщенных по цвету и тёмных.
Поэтому, когда преподаватель ставит для обучающихся живописи натурную постановку и хочет добиться понимания понятия цветового рефлекса, он ставит её так, чтобы эти самые цветовые рефлексы были наиболее заметны.
Вот тут есть развёрнутый пример натюрморта с ясно выраженными цветовыми рефлексами.
В обычной жизни рефлексы не так отчётливы, конечно. В творческих работах художник сам решает, насколько выражены они должны быть на изображаемой натуре. Но всё равно, опытный живописец знает о них и помнит уже на уровне подсознания и никогда не будет раскрашивать предметы одним и тем же цветом на всём объёме.
Чтобы проиллюстрировать мысль о том, что живопись без рефлексов и разнообразия цветовых оттенков - не живопись, а простое раскрашивание, я изобразила натюрморт двумя способами: в первом случае предметы нарисованы правильно, с распределением светотени по форме, но одной и той же краской по всей форме.
А во втором этюде уже учтены цветовые рефлексы, то есть влияние на вид предметов цветов окружающей среды.
Конечно - справа интереснее и богаче. Хотя это всего лишь короткий этюд.
Вот ещё одна картинка с горшочком похожей формы, но находящимся в другой цветовой среде.
Рефлексы и оттенки совершенно другие.
Насколько важно художнику видеть и чувствовать многообразие оттенков цвета и рефлексов, можно понять, вглядываясь, например, в этот портрет.
Это, конечно, далеко не учебная работа. Это Живопись.
Какое богатство цвета и сила чувства, и какое мастерство...
На моём канале в Яндекс Дзен есть ещё статьи об учебном рисунке и живописи. На странице моего сайта - заголовки и ссылки, систематизированные по темам канала.