- Начнем, по-традиции, с детства. Какие предметы в школе нравились? И как появился интерес к программированию взялся?
Помимо школьной программы я дополнительно ходил на уроки английского и на технику умственного мышления, затем и на математику с физикой, а программированием попробовал заняться сам в 7 классе — тогда в Pascal написал “Hello world” и понял, что мне это зашло. Потом в том же Pascal написал “антивирус”, который делает вид, что сканирует неполадки, а на самом деле портит систему (удаляет системный файл).
Родители, поддавшись на мои уговоры, записали меня на дополнительные курсы по программированию.
Вообще они придавали большое значение дополнительному образованию и нас с братом при возможности записывали на различные занятия. Но я стал их время от времени пропускать, потому что в тот момент не мог понять, чем буду заниматься в будущем. С родителями у нас был немного разный взгляд на жизнь. Они люди старой закалки, а я достаточно креативный человек, все моё образование я получал не сидя за партой, а благодаря тому, что сам выучил.
- Ты из Ставропольского края. Что можешь сказать о родном городе?
Ставрополь — довольно уютный и небольшой город, если не брать в расчет “человейники” на окраине. Тут уютно, потому что сам город чистый и достаточно зеленый. Например, в Октябрьском районе, место, где я чаще всего гулял, улицы засажены деревьями, много скверов. Более того, в самом городе да и в округе расположено много лесов. Интересно, что большинство улиц в Ставрополе прямые и пересекаются под 90 градусов. Именно поэтому первое время мне было тяжело ориентироваться в Москве: не понимал, куда вообще ведет та или иная улица. Достопримечательностей там не так много, но отдельно хочу отметить холодные родники — идеальное место, чтобы побыть наедине с собой. Если говорить о недостатках города, то здесь очень низкий уровень зарплат — они тут одни из самых низких в России. И это, наверное, самая главная причина, почему я оттуда уехал. Еще мне не нравились там зимы: вечная слякоть из-за того что температура колеблется от положительной днем до отрицательной ночью. Очень расстраивало то, что в Ставрополь до сих пор не провели линии для электропоездов. Поэтому, по пути в город, надо было сидеть под Ростовом где-то час и ждать, пока электропоезд сменят на дизельный.
- Почему решил в Москву поступать?
В старшей школе уже понимал, что поступать буду в Москву. Знал, что в Ставрополе мне делать нечего, как уже сказал ранее. Изначально хотел попробовать поступить в МФТИ по квоте, но там мне предложили учиться только в Жуковском филиале. Взвесив все “за” и “против”, решил пойти в МГТУ им. Н. Э. Баумана, благо баллов хватало. Мой старший брат к тому моменту уже поступил в филиал МАИ в Жуковском, поэтому мне было легче решиться на переезд.
- Как выбирал университет? Почему именно в МГТУ им. Н. Э. Баумана пошел?
Как ни странно я пропустил тот момент, когда надо было определяться с вузом. Сдавал ЕГЭ по информатике, физике, математике, русскому. Информатику на 87 сдал, но она оказалась никому не нужна. Математика, русский и физика — вот, что требовалось. Были варианты — Бауманка, Физтех, МИФИ. В Физтехе, как уже говорил, меня хотели отправить в Жуковский, отказался. В МИФИ не понравилось, приехал в Бауманку. Там спросил в приемной комиссии, какие существуют кафедры на факультете Информационного управления. Парень посоветовал поступать на “Компьютерные системы и сети”. Долго меня не пришлось уговаривать, и, как оказалось впоследствии, это было ошибкой. По итогу попал на бюджет, дали общагу.
- А почему ушел оттуда?
Решение об уходе растянулось на несколько лет.
Меня не устраивала университетская программа математики. То, что там преподавали, я еще в школе знал, поэтому с первого семестра выяснил у знакомых из Физтеха и из зарубежных вузов, что они изучали, и сам построил себе программу. По В.А.Зоричу и другим учебникам начал учиться. В итоге вышло, что я отставал от того, что проходили в университете. У них как-то это все было сжато. Пришлось сходу заучивать к сессии.
С первого семестра начал работать: сначала админом у местного студенческого провайдера, написал программу-коннектор для доступа в Интернет, потом на фрилансе, чтобы понимать, что требуется на рынке. Это расходилось с тем, что нам преподавали в университете. Поэтому я начал все больше свою программу обучения составлять. Самообразование — это моя жизнь. На каком-то этапе понял, что надо брать академ, потому что не справлялся, на сессии все стало плохо.
Родители были жутко недовольны ситуацией. Пришлось идти работать разнорабочим, без дела сидеть было нельзя: научился варить трубы, разбирать кувалды. Потом вернулся в университет и перешел с фриланса на постоянку — старшим лаборантом по прикладной математике в Энергетический институт.
В какой-то момент получил большой фриланс-проект — нужно было написать практическую часть к докторской диссертации.
Тогда я выучил методы оптимизации, основы для нейронных сетей, задумывался о том, какие новые вещи должны в скором времени появиться в IT-сфере. Это был 2013 год. С успешной сдачей проекта для меня развеялся миф о том, что без университетского образования никуда не денешься. Если знать, что и как учить, то все получится.
На втором курсе не понравились преподаватели — ушел во второй академ. Понял, что надо менять вуз. Перевелся в Москoвский Технологический Институт, но там были проблемы с аккредитацией. Параллельно устроился в РПКБ, планировал там поработать. Когда МТИ закрыли, перевелся в МОИ (Открытый институт) при Синергии. В следующем 2020 году уже должен закончить обучение, получается, что учусь я с 2013 года.
- Ты увлекаешься политикой, с какого момента она начала тебя интересовать?
Политика начала меня увлекать по достаточно обычной причине. В городе Ставрополь был мэр Дмитрий Кузьмин. Шел 2008 год. В какой-то момент этот мэр просто взял и исчез, уехал, никто не понимал, что случилось. Позже стали ходить слухи, что на него пытались завести дело. В тот момент я задался вопросом: что все это значит? Потом в 2011 году произошли события на Болотной площади в Москве, начались русские марши. Это совпало с моим переездом в столицу, я тогда поступал в вуз. В 2013 году были выборы в московские мэры, появилась фигура Навального. То, что предлагал Навальный, мне на тот момент представлялось разумным. Тогда я и стал втягиваться в политику, читать что-то об этом, на митинги ходить.
- Ты участвуешь с друзьями в хакатонах, почему тебе это интересно?
С этим явлением меня познакомил мой друг. Это прекрасное место, где можно развеяться, понять, что происходит в индустрии, что ей нужно, как создать какой-то продукт. А еще ты получаешь опыт. Например, есть человек, который питчит, есть кто-то, кто ответственен по всей технической части и т.д. В это же время все эти люди одновременно с этим пишут код, и у каждого есть дополнительные функции.
Хакатоны помогают выйти из мирка, где ты окружен определенными технологиями.
- Ты много времени уделяешь самостоятельному обучению. Поделись инсайтами :) Возможно, есть какие-то принципы, которым ты следуешь?
Как уже было сказано, это все началось со школы. Только так я и живу, только так я получаю знания. Сферы, в которых я чего-то добился — это области знания, в которые я сам погрузился: составил программу и выучил.
У меня есть несколько принципов:
1) Знания без практики ничего не значат.
2) Нужно уметь ранжировать знания, быстро строить “дерево зависимостей”. Например, если хочешь изучить Deep Learning, тебе надо знать тензорный анализ, понимать, что надо доучить в линейной алгебре, какие книги почитать и как в итоге проверить свой результат.
3) Правильный поиск информации — основа всего. Не всегда это Интернет.
4) Учись думать! Многие даже не представляют как работает их мозг, и это большая проблема. В качестве базовых вещей важно учитывать несколько моментов:
а. Типы мышления: фокусированное (концентрированное решение задачи), рассеянное (после переключение на другое дело, мозг все еще пытается решить предыдущую задачу) и их особенности.
б. Виды и особенности работы памяти: краткосрочная, долгосрочная память; "чанки" памяти (фрагменты памяти, связанные логической цепочкой), как влияет память на воображение.
в. Метаобучение (обучение обучению): отложенное повторение, аналогии, рисование Mind Map'ов и т.д.
г. Виды оптимизации: time management, распределение нагрузки.
На практике можно взять какую-то сферу (вуз, работа, наука и т.д.) и пытаться уже "исправлять" существующие подходы к решению проблем в конкретной сфере. Этот подход — итерационный: сначала можно исправить самые заметные оплошности, далее настраивая свой режим все тоньше и тоньше. Но если считать, что тебя устраивает, как сейчас работает твой "режим" в конкретной сфере, то можно переключиться на другую сферу деятельности и попытаться улучшить уже её. После этого, твои подходы к решению задач станут более универсальны, и тебе все проще и проще станет понимать, что в твоем процессе решения проблемы происходит не так и как это исправить. Возьмем аналогию: ты — это начало системы координат. После применения подходов в какой-то сфере, тебе становится ясно в общих чертах, что тебе нужно и как этого добиться. При все большем и большем настраивании того, как тебе надо делать, твоя шкала становится все точнее. Затрагивая другую область, ты, соответственно, добавляешь еще одну ось координат.
- Как ты попал в VR Concept?
В 2013 году распределенные алгоритмы только зарождались, тогда почувствовал, что эта тема выстрелит. В тот момент начал писать свой движок и изучать многопоточное программирование. Была идея написать движок на task based programming (по сути разделения кода на дерево задач). После того, как я реализовал фриланс-проект по нахождению точки на виртуальной карте по реальным изображениям с летательного аппарата (практическая часть докторской диссертации), я понял, насколько эта тема обширна. А в 2017 году Егор Бузыкин, с которым мы вместе работали, пригласил меня присоединиться к команде VR Concept.
- Чем занимаешься в VR Concept?
У меня в VR Concept интересная задача. Такие еще нужно поискать, так как большинство компаний предлагают достаточно шаблонные задачи, а если нет, то они труднодоступны (высокий порог вхождения + ограниченность предложения).
Я занимаюсь написанием рендера для CAD систем, оптимизированного под VR.
За границей даже не везде могут предложить такую задачу. Потому что есть Unity, Unreal Engine.
- Когда начал интересоваться VR? Почему пошел в эту сферу?
Сейчас в VR уже нет ничего необычного. Если посмотреть Valve, они недавно выпустили трейлер нового Half-Life: Alyx, который будет чисто под VR. Виртуальная реальность привлекаем меня так же, как HPC (высоконагруженные системы). Когда тебе нужно описать систему VR, она должна быть намного сильнее оптимизирована, она должна по-другому работать, по сути в VR у тебя другие входы (джойстики) и выходы (VR-шлемы). Достаточно интересная задача.
- Сейчас тебя интересует не только VR, так? В каких направлениях планируешь развиваться?
Помимо VR хочу доучить сети: фронтенд/бэкенд и сетевой стек. Я свой блог пишу на Rust (новый язык программирования), который будет написан на своем движке. В процессе, надеюсь, что подучу UX/UI дизайнер. У меня это очередная задача в обучении. Хочу также продвинуться в Embed, какие-то свои платы распаять, это достаточно интересная ниша. И Reverse Engineering. Интересно было бы научиться находить ошибки в браузерных системах, в библиотеках и зарабатывать на этом. Хочу также продвинуться в концепт-дизайне, считаю, что помимо программирования нужно куда-то еще двигаться, постоянно развиваться.
- Ты командный игрок или одиночка? Умеешь ли грамотно поставить задачу и проследить, чтобы был результат?
Многое зависит от команды. Например, на последнем хакатоне, когда я один поехал в Финляндию, мои друзья не успели получить визу. Нашел сам команду и свою часть спокойно сделал, хотя мне перед этим надо было найти общий язык с иностранными участниками. Я, на самом деле, больше предпочитаю маленькие и узкопрофильные команды. Чтобы люди были настроены на работу, потому что часто начинается трындеж и происходит ухудшение работоспособности.
- Знаю, что ты хочешь получить зарубежный опыт работы. Чем тебе привлекает Запад?
Я просто хочу попробовать. Когда был в Европе, мне понравилось, что там нет российской суеты. Хотел бы съездить в США. Есть еще цель, если туда приеду, говорить только на нативном языке, это интересная задачка. Да и вообще хочу поездить по миру: побывать в Японии, Южной Корее, в Австралию съездить.
- Как ты думаешь, во что может вырасти VR Concept? Если бы ты определял его стратегию развития, какие направления ты сделал главными?
Недавно Google запустил такую вещь, как Google Stadia — это облачный игровой потоковый сервис, где запущены игры.
И человек может подключить контроллер, зайти в браузер, подключиться к Stadia и начать играть. Это интересная область облачного стриминга.
Пока не обкатанная. Хотелось бы, чтобы что-то подобное появилось в VR Concept. Именно облачное решение и для организаций, и для пользователей. Сейчас для VR Concept клиенту нужно мощное оборудование, а для облачного сервиса — нужен будет дешевый моноблок. Хочу, чтобы на слабом железе VR Concept запускался.
Еще я думаю, что мы должны сделать наш продукт более целостным: сгруппируем различные фичи, которые сейчас реализуем под конкретных заказчиков.
Ну и, конечно, необходимо на зарубежные рынки выйти. Бывает так, что компания развивается на местном рынке, у нее не получается выйти на мировой, и она в итоге какой-то момент исчезает, так как зарубежная компания входит в российский рынок и выдавливает оттуда всех конкурентов (так как на международном рынке продукты обычно конкурентоспособнее, чем их аналоги на местном). Не хотелось бы, чтобы так случилось и с нами.
У нас сейчас три технические цели в развитии VR Concept: интерфейс, особенно в VR; графический движок, который использует все современные технологии; скриптовый движок (что-то на подобии игрового движка, но больше по тренажерам и симуляторам) И в итоге двигаться в сторону публичного API.
- Как думаешь, VR — это наше будущее или фокус сместится на другую технологию?
Это не будущее — это наше настоящее. Чисто VR никого не удивишь. Эта технология уже стабилизировалась, в отличие от AR. Поэтому фокус развития должен быть смещен в сторону совершенствования экосистемы. В зависимости от того, насколько быстро та или иная технология будет поддерживаться в нашем продукте, от этого будет зависит успех компании.
- Как ты думаешь, кто будет лидером VR/AR через несколько лет?
Я на этот вопрос не смогу ответить, так как рынок может кардинально измениться, поскольку мы находимся в преддверии мирового кризиса. Об этом свидетельствуют изменения в различных рынках: спад котировок по промышленности в Германии (локомотив промышленности всей Еврозоны), инверсия доходностей в США (развитой страны) и Мексике (развивающейся). Как мы знаем, после кризиса рынок очень сильно меняется. Посмотрим, не хочу загадывать. Но, конечно же, у нас в РФ будет вечная стабильность.
Спасибо за просмотр!
Понравилось? Ставьте лайк👍, пишите комментарии, делайте репост🙂
Этим вы очень поможете каналу.