Рассказ Эдгара По 1835 года интересен в контексте того, как он решает те задачи, которые ставит перед собой научная фантастика и вся современная литература в целом. Это небольшое произведение оказывается одновременно и крайне консервативным, отражая в себе черты архаичных форм научной фантастики, так и довольно новаторским, вступая с читателем в своеобразную игру. Такое совмещение противоположных черт не может не привлечь к себе внимание.
И так, «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля» – рассказ о путешествии на Луну одного из жителей Роттердама, добирающегося до спутника Земли на воздушном шаре, наполненном особым, чрезвычайно лёгким, газом, что и позволяет ему преодолеть притяжение Земли и сначала выйти в открытый космос, а затем и успешно достичь своей цели. Узнаём мы это из его послания землянам, переданным с одним из жителей Луны, прибывшим на городскую площадь в другом воздушном шаре и тут же исчезнувшем в небе.
Каковы же элементы классической научной фантастики? В первую очередь, как ни странно, это наукообразность повествования. По стремится приводить факты и опираться на теории, которые казались достоверными в его время. Заметный объём текста отводится перечислению этих фактов. Подобные же приёмы можно встретить у Жюль Верна в его «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут», романе, который выйдет ещё через 30 лет, и в котором мы уже сталкиваемся с более менее оформившейся ранней научной фантастикой.
Таким образом, фантастика По – фантастика реального, это событие поражающее читателя не столько своими необычайными чертами, сколько тем, что оно могло иметь место в реальности. Но в свойствах пространства произведения кроется и другой приём, уже менее свойственный классике.
Автор делает происходящее более реальным и за счёт открытого финала, в котором приводится крайне приземлённое объяснение послания. При этом оно подаётся лишь как «вероятное» развитие событий, казалось бы, оставляя на волю читателя решать, было ли путешествие Пфааля реальностью, или ловкой выдумкой роттердамского пьяницы.
Но самой интересной частью рассказа является авторское примечание. С его помощью По создаёт дополнительный аспект бытия своего рассказа, вырывая его из пространства художественного произведения и превращая в прецедент, который он анализирует. По сути, писатель сам определяет своё детище как фантастический рассказ о нереальных событиях, но замаскированных под реальность. И в создании этой мнимой реальности он видит своё мастерство как писателя-фантаста, способного использовать научные факты для создания своего собственного мира, вводящего читателя в заблуждение.
При этом для По этот литературный разбор является важным, поскольку он раскрывает значение его рассказа не просто как образца фантастики, но и образца фантастики в сравнении с другими произведениями. Его «Приключение Генриха Пфааля» – это инструмент полемики, с помощью которого он показывает, как надо делать, в противовес другим авторам, которые уже продемонстрировали антипримеры.
Таким образом, казалось бы, простой рассказ, относящийся к ранней фантастике, оказывается произведением, обладающим несколькими гранями за счёт включение его в дополнительный контекст, позволяющее сразу рассматривать его как элемент литературного процесса. А с другой стороны, за счёт игры в «реальность-нереальность», несколько барочный аспект, создающий пространство собственно художественного произведения, в котором до конца не ясно, что же именно произошло. Именно это специфическое разделение неясного художественного пространства и чётко определённого пространства реальности, заложенное самим автором в произведение, и делает, казалось бы, простой рассказ актуальным и захватывающим по сей день