Найти в Дзене
Вектор Д

Здесь начиналась вычислительная техника страны

Электрофизический корпус ВЭИ  30е годы прошлого века Архив автора
Электрофизический корпус ВЭИ 30е годы прошлого века Архив автора

В декабре 1951 года в СССР независимо друг от друга были введены в эксплуатацию первые в стране цифровые вычислительные электронные машины (ЭВМ), созданные в ИТМиВТ коллективом академика Сергея Алексеевича Лебедева – МЭСМ и в ЭНИН коллективом член-корреспондента Исаака Семеновича Брука – АЦВМ М-1. Этот факт закрепил за создателями первых ЭВМ право называться основателями вычислительной техники страны. Но есть очень интересные факты, раскрывающие подоплеку создания ЭВМ именно этими выдающимися учеными, а также кто, как и почему повлиял на них.

После окончания МВТУ в 1925 году молодой специалист И. С. Брук пришел в машинно-аппаратный отдел Всероссийского электротехнического института (ВЭИ). Его работа заключалась в исследовании и разработке серии асинхронных двигателей и решении задач, связанных с параллельной работой электрогенераторов, но в 1930 году он уехал в Харьков для внедрения на электротехническом заводе разработанных им двигателей.

В 1926 году студент С.А. Лебедев, дипломник профессора МВТУ К.А. Круга, основателя и директора ВЭИ, в качестве дипломного проекта выбрал исследовательскую тему «Устойчивость параллельной работы электрических станций». Задача была нетривиальной, но он упорно решал её, что заняло у него два лишних года. Зато защита, задержавшейся дипломной работы, в 1928 году закончилась триумфально. В результате, приглашение на научную работу в ВЭИ. Здесь им была организована лаборатория, как он писал: «…занявшаяся исследованием вопросов устойчивости и регулирования мощных энергосистем, разработкой практических методов расчета и их внедрения в практику проектирования». Но сложность расчетов была такова, что без применения технических средств их произвести было практически невозможно. Поэтому первым шагом С.А. Лебедева на пути автоматизации расчетов стала разработка модели сетей переменного тока где: «…можно экспериментально весьма быстро проанализировать все интересующие режимы работы и на основе этого выбрать наиболее экономичные режимы, определить необходимое оборудование, выявить рациональную конфигурацию системы…». Это была первая специализированная аналоговая вычислительная машина в СССР, запущенная для расчетов в 1934 году, состоящая, как написано им в газете «Генератор»: «…из 110 элементов активных и индуктивных сопротивлений, выполненных по заданному принципу». В 1936 году лаборатория преобразовалась в отдел автоматики, где он вплотную занялся вопросами искусственной устойчивости. Эта тема послужила основой для его докторской диссертации, которую он защитил в Энергетическом институте АН СССР (ЭНИН) в 1939 году.

В 1935 г. И.С. Брук возвращается в Москву, но не в ВЭИ, а в ЭНИН, где и организует лабораторию энергосистем, по сути, аналогичную руководимой С.А. Лебедевым. Так же, как и он, но только в 1936 г., И.С. Брук создает модель сети переменного тока, за которую получил степень кандидата технических наук, а в конце этого же года защищает докторскую диссертацию. Опыт работы с двигателями и системами управления позволил ему создать в 1939 г. механический интегратор для решения дифференциальных уравнений до 6-го порядка. В этом же году по совокупности работ он избирается членом-корреспондентом АН СССР.

Во время второй мировой войны оба работали в своих институтах по военной тематике. С.А. Лебедев занимался стабилизатором танкового прицела, а потом самонаводящейся по инфракрасному излучению авиационной бомбой, а И.С. Брук системой управления зенитным огнем.

В 1945 г. С.А. Лебедев был избран академиком АН УССР, но до середины 1948 года продолжалась его работа в ВЭИ по созданию управляемой авиабомбы. В октябре 1946 г. на государственных испытаниях управляемая авиабомба успешно поразила корабль-мишень, открыв эру сверхточного оружия. В Киеве С.А. Лебедевым была создана первая в Европе ЭВМ – МЭСМ, которая была принята приемной комиссией 4 января 1951 г. В 1953г возвращение в Москву и избрание академиком АН СССР. Под его руководством было создано пятнадцать суперэвм, без которых было невозможно создание отечественной атомной энергетики и ракетно-космической техники. Имя С.А. Лебедева носит ИТМиВТ РАН, где он бессменно проработал директором с 1952 г. до своей кончины.

В послевоенный период ИС Брук разработал принцип действия цифровой ЭВМ и оформил в 1948 г. совместно с Б.И. Рамеевым авторское свидетельство на такую машину. В 1950–1951 гг. под руководством И.С. Брука была создана автоматическая цифровая вычислительная машина М-1 (АЦВМ М-1). С 1956 г. И.С. Брук возглавил лабораторию управляющих машин и систем АН СССР, а в 1958 г. создал Институт электронных управляющих машин, который сейчас носит его имя.

В 1974 году с разницей в два месяца ушли из жизни С.А. Лебедев и И.С. Брук, родившиеся в 1902 году, окончившие один вуз, начавшие свою научную деятельность в одном институте, заложившие фундамент отечественной вычислительной техники и закончившие в один год свое негласное соревнование.

Но картина основания вычислительной техники в стране будет не полной, если не рассказать об одном, много объясняющем факте.

Два основоположника отечественной вычислительной техники начинали в ВЭИ свою научную деятельность в то время, когда в нем работал не снявший с себя сана священник, религиозный философ, математик, физик, профессор Павел Александрович Флоренский. Вынужденный, из-за известных обстоятельств, в 1921 году, как он писал: «…на нисхождение с высот отвлеченной мысли к низинам практической жизни, технике», он создал сразу несколько оригинальных вычислительных приборов. Об этом сохранились исторические документы. В составленном им в 1922 году списке работ читаем: «…б) физические приборы для решения алгебраических и некоторых трансцендентных уравнений (изобретение автора); в) электроинтегратор (прибор автора)». Следует заметить, что этот год был у него очень творческим, именно тогда им была высказана очень глубокая мысль о мнимом пространстве, осознание глубины которой происходит только сейчас.

Приглашенный на работу в ВЭИ в 1924 году П.А. Флоренский занялся актуальнейшими тогда вопросами разработки электрической изоляции для электроэнергетики, но как член ученого совета участвовал в обсуждении всех вопросов, разрабатываемых в ВЭИ направлений. В 1924 году в ВЭИ работало всего 32 сотрудника, а к началу 1930 года, когда директор К.А. Круг назначил П.А. Флоренского своим заместителем по науке, работало уже 360 сотрудников.

Таким образом, становление как ученых С.А. Лебедева, И.С. Брука и других молодых сотрудников ВЭИ проходило под влиянием эрудиции и морали П.А. Флоренского. О том, что он интересовался и понимал вопросы вычислительной техники говорит его большая статья «Физика на службе математики», опубликованная в 1932 году в четвертом выпуске журнала «Социалистическая реконструкция и наука». В ней он выступил против распространенного тогда подхода к математике как чистой науке, не нуждающейся в прикладном опыте физического характера. Превосходно владея математическим аппаратом и обладая широкой эрудицией в физике и химии, он прекрасно понимал, что многие задачи поддаются математическому моделированию и с его помощью может быть получен результат, необходимый для решения самых разных задач. Именно поэтому он выступает за применение в науке и технике: «…многочисленных механизмов, производящих операции анализа…», отмечая, что: «…пренебрежительное полупризнание подобных механизмов существенно ущербляет математику и со стороны практической приложимости, и со стороны философского мировоззрения, а кроме того, тормозит и развитие самой математической алгорифмики». Ведь: «…математика из жизни исходит, ею питается и ей же служит». Как физик и математик П.А.Флоренский четко понимал: «...чтобы придумать математический механизм, необходима ясность математических рассуждений; но и придумать математическую формулу – это значит уметь конструировать. Формула есть воплощение отвлеченных понятий в некотором конкретном материале – в слове, в буквах, в знаках; она есть конструкция, она необходимо содержит в себе деятельность инженера, как в свой черед инженерные сооружения непременно воплощают в себе некоторую математическую мысль...». И, заключая свои рассуждения, пишет: «Математика служила и служит естествознанию и технике; … В математику должны быть введены физические модели, физические и, может быть, химические приборы, биологические и психологические пособия». Но самое интересное, что в статье описаны математические приборы, как он отмечает: «…три сконструированные в 1922 году, автором…». Важным моментом является то, что глубокие знания математики и физических законов позволили ему создать хорошо проработанные в математическом и инженерном плане оригинальные приборы, использующие различные физические принципы: гидростатику, электростатику, электродинамику, демонстрируя, таким образом, как на них реализуются математические устройства.

П.А.Флоренский не дожил до появления электронных ЭВМ, в 1933 г. он был арестован по выдуманному обвинению, а в период с 8 по 10 декабря 1937 года в возрасте 55 лет расстрелян. Точное место и время расстрела не установлено до сих пор.

Сотрудники ВЭИ 20х и 30х годов прошлого века. Архив автора.
Сотрудники ВЭИ 20х и 30х годов прошлого века. Архив автора.

Но почему мы не знаем о его вкладе в вычислительную технику страны?

По существовавшему в то время правилу, государство стирало память, как оно считало, о «врагах народа», их произведения изымались и уничтожались. Эта участь постигла и журнал «Социалистическая реконструкция и наука». После возбуждения в конце 1936 года против ответственного редактора журнала Н.И. Бухарина дела, выпуск журнала был прекращен, а все журналы были изъяты из библиотек и уничтожены.

Так был уничтожен П.А. Флоренский и память о нем, но справедливость требует расставить все по своим местам и отдать должное талантам прошлого.

По материалам книги: Дмитриев В.Г. «Восхождение «…к низинам» (наука, философия судьба о. Павла Флоренского)»

Владислав Дмитриев

Ставьте лайки в память об ушедших талантах.

СССР
2461 интересуется