Однажды мы в клубе поспорили, был ли в средневековой Европе 14 века аналог современного фаэр-шоу? Долго спорили, но без существенных аргументов. В ответ руководство клуба выдало инициаторам книгу про средневековых артистов с целью прочитать, подготовить доклад (так принято у нас, прочитал что-то интересное - расскажи другим) и самим ответить на свой вопрос... В результате выяснилось, что "огнеглотание" произошло позже, кручение огненных посохов родов вообще откуда-то из Австралии, а вот жонглирование горящими предметами вполне имело место быть. В качестве утешительного приза все узнали, что средневековому актеру был открыт доступ в другие не менее интересные сферы деятельности, как то акробатика, музицирование и даже дрессировка свиньи! Вам предлагается ознакомиться с основными тезисами доклада по тексту ниже. А для особых любителей к посту прилагаю книгу по средневековой народной культуре.
Еще на исходе раннего средневековья на площадях и улицах городов и в шумных тавернах появлялись странствующие забавники — "гистрионы". Во Франции их называли жонглерами, в Англии — менестрелями, на Руси — скоморохами. Искусный гистрион являл собой театр одного актера. Он был фокусником и акробатом, плясуном и музыкантом, мог показать номер с обезьянкой или медведем, разыграть комическую сценку, пройтись колесом или рассказать удивительную историю. В этих рассказах и представлениях жил веселый дух ярмарки, вольной шутки.
Еще более дерзостным было искусство вагантов. Здесь царили пародия и сатира. Ваганты, или «бродячие клирики», — это недоучившиеся семинаристы и расстриги-священнослужители. На мотивы церковных гимнов они распевали хвалу «Бахусу всепьющему», пародировали молитвы и церковные службы. Гистрионы и ваганты, гонимые церковью, объединялись в братства, притягивая к себе самый разный люд. Таким, например, было во Франции «Братство беззаботных ребят» во главе с Принцем Дураков. «Ребята» разыгрывали потешные «дурацкие» действа (соти́), в которых высмеивалось всё и вся, а церковь представала в облике Матери-Дурехи.
Церковь преследовала гистрионов и вагантов, но уничтожить любовь народа к театральным зрелищам была бессильна. Стремясь сделать церковную службу — литургию более действенной, духовенство начинает само использовать театральные формы. Во Франции возникает литургическая драма на сюжеты из Священного писания, новый жанр-миракль («чудо»). В Англии и Германии мистерии были преимущественно заимствованы из французских источников с добавлением оригинальных комических эпизодов. Его сюжет основывается на чуде, совершенном святыми или девой Марией.
К 13 в. ваганты практически исчезли, влившись в ряды гистрионов. Примерно к этому времени происходит и профессиональная дифференциация гистрионов по видам творчества: странствующие комедианты, потешавшие народ на площадях и ярмарках, назывались буффонами; актеры-музыканты, развлекавшие высшие сословия в замках – жонглерами; а «придворные» сказители, воспевающие в своих произведениях рыцарскую славу и доблесть – трубадурами. Однако это деление было в значительной степени условным; гистрионы, как правило, владели всеми возможностями своей профессии.
Одной из таких возможностей является искусство баласировки, а обладающие этим навыком гистрионы звались эквилибристами. Их номера заключались в искусстве балансировки предметов,
жонглирование предметами (простейшей формы, горящими мячами или даже острыми ножами) стоя на канате на большой высоте, а также акробатикой и экстравагантными танцами.
Дрессировкой животных преимущественно занимались буффоны. Животные не только выполняли трюки, но и участвовали в небольших спектаклях. В основном использовались медведи, львы, обезьяны, лошади и собаки, однако находились умельцы, способные даже свиней заставить ходить на задних лапах.
Да, фокус не простой. Кстати о фокусах, фактически они были двух видов: манипуляции и иллюзии. И если первые зарабатывали лишь ловкостью рук, то вторые считались колдунами, потому зачастую занимались предсказыванием будущего, приворотами, общением с духами и приторговывали различными снадобьями собственного производства.
Не столь большим чудом считались кукловоды, однако спектакли с использованием марионеток, завораживали не меньше. Куклы шились трех размеров: в полный рост-марионетки, по пояс-кукла-перчатка и головы-пальчиковые куклы. Полюбились и куклы люди, и звери.
Однако и сами мастера были не против нарядиться в какого-то зверя. Поэтому арсенал артиста всегда был наделен большим количеством масок-голов, от страшных зверей и демонов, до самого короля. Таких гистрионов звали ряжеными.
Однако не стоит думать, что жизнь артиста так хороша. Зачастую большинство из них не доживало и до 20 лет. Происходило это по нескольким причинам. Постоянные странствия — это хорошая возможность подцепить хворь на площади в куче людей или попросту простудиться в дороге. Но это лишь цветочки. Было два самых простых способа сгинуть раньше времени: пойти против феодала или против церкви. Так как большую часть репертуара артистов составлял именно пародии и спектакли, они зачастую пародировали недругов феодалов, дабы угодить хозяину поместья, в котором те выступали или же были наняты специально для высмеивания одного из них в присутствии другого. Так феодалы могли высказывать друг другу всё что хотели, не вступая в открытую конфронтацию. Церкви же не упускали возможности обвинить кого-либо из фокусников в одержимости и ериси.
Исходя из прочитанного, можно смело заявить, что любовь гистрионов к искусству была поистине жертвенной, а подобное искусство - призванием.
Понравилась статья? Подписывайся и ставь лайки, дальше будет ещё интереснее.