Продолжение историй о прозвищах советских лидеров. Вернемся к рассказу о прозвищах Ленина - и о том, что еще в детстве его прозвали "Кубышкин". “Кубышка” – так в Симбирске, да и вообще по всей Волге называли плотного, коренастого человека с короткими ногами и большой головой.
Голова у Ленина действительно была большая - даже слишком. Вот что вспоминала его сестра Анна в книге “О В.И. Ленине и семье Ульяновых”:
“У Володи были слабые, короткие ножки и большая голова. Упав, он крутился туда-сюда, пытаясь подняться, и в отчаянии бился головой об пол”.
Интересно, что в последние годы в ходе реставрации памятников Ленину сразу в нескольких местах у статуй появилась какая-то непривычно большая голова. Какое точное воспроизведение – или угадывание – малоизвестных деталей биографии вождя...
Что же касается прозвища "Кубышкин", то свои первые журналистские работы Ленин не раз подписывал именно так, и ближайшие соратники позже тоже его использовали. Так что если бы Ленин захотел оставить свое любимое детское прозвище, то теперь коммунисты называли бы его "Вождь мирового пролетариата товарищ Кубышкин".
Ленин был большим, самым большим начальником в СССР – но формально пост главы государства занимал Михаил Калинин: он был председателем ВЦИК (примерный аналог президента в других странах).
Этого милого старичка с бородкой все называли не иначе как "всесоюзный староста". Но в партийных кругах у него было другое прозвище – "Стрекозел"– и не за козлиную бородку, а за любовь к балеринам. Вот что писала в своих мемуарах певица Вера Давыдова:
“Михаил Иванович дарил балеринам шоколад, импортное белье, приглашал на ужин. В расчете на подарки они не отказывали ему в маленьких вольностях..."
Маленькие вольности превращались в большие: кого-то Калинин добивался сам, других балерин ему подсовывали сотрудники ГПУ - чтобы на всякий случай иметь на него компромат. А началось все с того, что после победы революции соратники Калинина по политбюро поручили ему присматривать за Большим театром. В общем, как говорится, пустили козла в огород…
В итоге Калинин полюбил не только балерин, но и балет вообще: он вызывал к себе балерин, и те танцевали у него на столе, обитом зеленым сукном. Впрочем, это развлечение придумал не Калинин. Рассказывали, что на пирах у Сталина тоже заставляли балерин танцевать на столе, в том числе даже и Уланову.
Кроме фривольного “Стрекозла” у Калинина, как и у других большевистских лидеров, были и более серьезные, революционные подпольные клички: “Никанор”, “Чужестранец”, “Живой”. А прозвище "всесоюзный староста" для него придумал Троцкий. Когда Калилина назначили главой ЦИК, Троцкий на заседании так очертил круг его обязанностей:
“Мы призовем сюда товарища Калинина и скажем ему: “В прежние годы ты бывал сельским старостой, а теперь изволь у нас быть первым советским всероссийским старостой”.
Троцкого потом изгнали из СССР, все его книги были изъяты и уничтожены - а вот придуманное им прозвище так и осталось - но, конечно, без всякого упоминания об авторе.