Выборы прошли, «Единая Россия» победила. Что дальше?
Такой интриги, как на воскресных муниципальных выборах в Шлиссельбурге 15 декабря, в Ленобласти не было уже давно.
Кто бы что ни говорил, а расклад сил в каждом отдельно взятом поселении региона обычно всегда более-менее понятен еще до начала голосования. Невооруженным глазом видно, кто, где и как отработал избирательную кампанию. Где «единороссы» пользуются поддержкой населения. Или диванные блогеры с локальными фото открытых канализационных люков и ям на муниципальных дорогах имеют все шансы спровоцировать протестное голосование.
В итоге прогнозы редко разнятся с результатами голосования больше, чем на плюс-минус 5-10%, да пару тройку депутатских мандатов.
Но Шлиссельбург – особый случай.
Ретроспектива
Предыдущий созыв Совета депутатов не просуществовал и года. Прошлые выборы здесь состоялись 24 июня 2018.
Не будем давать оценку слухам по поводу массы скандалов и нарушений, которые официально не были подтверждены. Предположим, что местные избиратели просто решили поэкспериментировать с расстановкой политических сил. Эксперимент провалился.
Из 16 мандатов в 2018 году по итогам голосования 8 получили коммунисты, 6 – кандидаты от «Единой России» и 2 – самовыдвиженцы.
Представители КПРФ в данном случае воспользовались численным преимуществом и избрали главой муниципального образования своего человека – Владимира Номерова.
Избраться и занять пост ему не помешала даже погашенная судимость 1997 года по части 1 статьи 126, на тот момент еще УК РСФСР, «Незаконное лишение свободы».
Следом на пост главы администрации Шлиссельбурга свежеиспеченные депутаты избрали Александра Рогозина, которого также называют «соратником Номерова». Биография Рогозина тоже не так, чтобы безоблачна. Судимость от 2011 года за превышение должностных полномочий и уголовное дело по статье «Халатность», которое, впрочем, было закрыто за истечением срока давности без последствий для фигуранта.
Ну а дальше Номеров, как настоящий альфа-самец, при поддержке своей команды начал мериться мандатами с оставшимися в меньшинстве политическими оппонентами. Это вместо того, чтобы работать и оправдывать доверие избирателей.
Как итог, к лету 2019 года 8 из 16 депутатов сложили полномочия. Оставшихся распустили уже решением суда, который признал ополовинный состав Совета депутатов неправомочным.
Политическая профнепригодность
Неутешительный диагноз местной власти стал очевиден даже не тогда, когда депутаты Шлиссельбурга не смогли выстроить конструктивный диалог ни с районом, ни с регионом, ни между собой.
И не тогда, когда городские власти продемонстрировали полнейшую неспособность эффективно работать и решать текущие вопросы даже при поддержке – финансовой, в том числе - региона.
И даже не тогда, когда начались обыски в городской администрации, в частности, у Номерова с Рогозиным.
А когда после решения Ленинградского областного суда 16 июля о признании состава Совета депутатов неправомочным Номеров с командой попытались имитировать работу. Пошли ремонтировать мосты. Без проекта, без сметы, вообще без каких-либо обязательных в данном случае формальных процедур. Скинулись между собой, взяли в руки молотки и гвозди и пошли. Кто во что горазд. О результатах и последствиях такой самодеятельности и о безопасности граждан, которым потом еще ходить по этим мостам – не задумывались. Главное, не забыли сфотографироваться и выложить снимки в соцсети.
Комментарии излишни. Тушите свет – конечная!
Накануне
Внеочередные выборы назначили на 15 декабря 2019 года. Номеров и Рогозин до последнего были против такого варианта развития событий. Они настаивали на проведении дополнительных выборов. То есть, чтобы сам Номеров и еще 7 человек из его команды остались с мандатами, а доизбирали лишь 8 человек взамен депутатов, добровольно сложивших полномочия.
В этом случае большинство КПРФ в шлиссельбургском парламенте гарантировано сохранило бы свои позиции, и даже могло их усилить. Плюс Номеров и Рогозин остаются на своих постах.
Но не получилось, выборы объявили на замещение всех 16 мандатов.
И вот тут сразу было понятно, что действующие главы Шлиссельбурга сделают все, чтобы сохранить власть. В том числе, с привлечением собственного административного ресурса, который, по понятным причинам для местных избирателей «ближе к телу».
Губернаторский «десант»
Избирательная кампания была организована весьма качественно – судя по итоговым результатам, этот факт сегодня никто даже не пытается ставить под сомнение.
Явный перелом, повлиявший на исход предвыборной гонки, случился во время рабочего визита в Шлиссельбург губернатора Ленобласти Александра Дрозденко. Хотя ждали его, как минимум, настороженно.
Просто потому, что когда речь заходит о муниципальной политике, вековой принцип «Хорошо там, где нас нет» - не работает. Люди своими глазами видят, что у них в Шлиссельбурге все совсем не очень. И проецируют это на весь регион. То есть если у них плохо, значит и везде все точно также: безвластие и разруха. И если у них местная власть недееспособная, значит ее поддерживают такие же чиновники на районном и региональном уровне.
И вдруг оказалось, что не поддерживают в регионе неуправляемых Номерова с Рогозиным. Губернатор даже в администрацию Шлиссельбурга заходить отказался и провел рабочее совещание в пиццерии.
Нагляднее просто не покажешь, что местные главы тут понатворили такого, после чего главе региона теперь с ними явно не захочется делить одно поле даже в час крайней нужды.
И с населением губернатор встречу провел весьма конструктивную – все друг друга услышали, потому что на одном языке говорили.
За «Единую Россию» даже агитировать не пришлось. Александр Дрозденко четко обозначил, что ему не важно, кто победит на выборах в Шлиссельбурге, главное, чтобы новая местная власть была готова работать в эффективной связке с регионом.
Но местные избиратели и без всякой агитации сделали выводы.
День выборов
Явка на выборах превысила все самые смелые прогнозы – 42,5%. При такой активности избирателей оказываются бессильны и пресловутый административный ресурс, и всевозможные махинации. Просто потому, что любая гипотетическая карусель или вброс на 4-5% не будет иметь ожидаемого веса в общей массе голосов реальных избирателей.
Забегая вперед, несколько сообщений о нарушениях на выборах в Избирком поступали, но так и не подтвердились.
Ключевая интрига выборов: «За» и «Против» кого будут голосовать люди?
За «Единую Россию» или против Номерова? Который, к слову, экстренно «переобулся» перед выборами, и заявился самовыдвиженцем, хотя год назад выигрывал как коммунист.
Или с поправкой, что в нашей стране как-то принято защищать обиженных, люди поддержат Номерова, которого отодвигают от власти и разогнали всю его депутатскую команду?
К 23 часам вечера интрига разрешилась. 14 из 16 мандатов получили кандидаты от «Единой России». Еще по одному месту в Совете депутатов Шлиссельбурга получили представитель ЛДПР и все тот же Владимир Номеров.
Что дальше
В качестве пока еще главы города Номеров проведет первое заседание Совета депутатов в новом составе. На этом же заседании будет избран новый глава Шлиссельбурга. И что-то нам подсказывает, что Владимиру Номерову придется освободить полюбившееся кресло.
Следом рискует лишиться своего поста Александр Рогозин – утверждать нового главу администрации после конкурсных процедур должны будут депутаты нового созыва.
А дальше начнется текущая парламентская работа. Тем более, что нерешенных вопросов в Шлиссельбурге за последний год накопилось более, чем достаточно. Пришло время наверстать упущенное. В масштабах целого города.
Александр Телегин