Услышав такие слова как инкунабула, манускрипт, фолиант, мы представляем таинственные подземелья замка или монастыря, под каменными сводами которых хранятся эти средневековые творения человеческого разума, загадочные документы ушедшей эпохи, в которых, казалось бы, можно отыскать рецепт вечной молодости, формулу философского камня или инструкцию по созданию гомункулуса.
На самом деле, инкунабулы (от лат. incunabula — «колыбель» или «начало») – это книги европейских первопечатников, изданные до 1501 года. Изданные позже этой даты и до 1550 года называются палеотипами. Считается, что подвижные металлические литеры изобрел Иоганн Гуттенберг, тем самым положив начало книгопечатанию в Европе.
Однако, на вопрос, кто изобрел книгопечатание, нельзя ответить так однозначно. Как и на вопрос, кто изобрел радио, телевидение, автомобиль или мобильную связь. В истории бывает так, что уровень развития науки и техники подходит к определенному порогу, когда открытие, образно выражаясь, витает в воздухе. Кроме Гуттенберга, наиболее известными издателями инкунабул были Альбрехт Пфистер, Гюнтер Цайнер, Иоганн Ментелин, Уильям Кекстон. Книгопечатание началось на территории Германии и быстро распространилось по Западной Европе. В 1465 год аббат монастыря Субиако Иоанн Туррекремата пригласил пражских печатников Конрада Цвейгейма и Арнольда Панкраца. В Венеции книги начал печатать Николай Иенсен. В 1494 году открылась типография Альдо Мануция. Первая французская типография основана в 1470 году при Сорбоннском университете профессорами гуманистами Гильомом Фише и Жаном Гейнленом. К концу 15 века книгопечатание совершенствуется, шрифты становятся изящнее, листы тоньше, появляются издательская марка (Кёльн, Иоганн Келхофф Старший), цветная печать (Петер Шёффер и Эрхард Ратдольт), титульные листы (Шёффер). К 1501 году известно о 1099 типографиях в 246 городах Европы.
Для инкунабул характерны малые тиражи (порядка 100 – 300 экземпляров) и то, что издатели старались придать книгам видимость рукописных. Хотя для этого пришлось существенно усложнить процесс набора и печати. Что же заставляло их это делать? Рукописные книги были очень трудоемки в изготовлении и, как следствие, редки и дороги. К тому же их «производство» было монополией монастырских скрипторий. Подавляющее большинство средневековых книг имело религиозное содержание. Основным потенциальным заказчиком книг являлась церковь, т.к. Библия была нужна каждому приходу. Поэтому Гуттенберг и другие издатели полагали, что чем более их печатная книга будет похожа на рукописную, тем лучше она будет продаваться.
Для этого Гуттенбергу пришлось для 25 строчных и такого же количества прописных букв латинского алфавита отлить до 300 различных шрифтовых знаков, имитирующих почерк писца. В набранном тексте издатели оставляли места для инициалов и рисунков, которые впоследствии выполняли художники. Значительная часть первых книг напечатана на пергаменте, очень дорогом материале, характерном для манускриптов.
Несмотря на то, что понятие «тиража» к рукописным книгам мало применимо (каждая из них уникальна), их внешний вид за столетия сложился в определенный «стандарт». К нему, в частности, относится готический шрифт (Центральная Европа), цветные инициалы (заглавные буквы, начинающие главу), иллюстрации, общепринятые сокращения слов.
Однако первые печатные книги отрицательно воспринимались церковью. Поэтому издатели сталкивались с трудностями при их реализации, несмотря на то, что печатные книги продавались дешевле рукописных. Так, Иоганн Гуттенберг, напечатав свою знаменитую «Библию», так и не смог расплатиться с долгами и вынужден был продать свою мастерскую.
Трудности с реализацией религиозной литературы дали толчок к массовому развитию литературы светской. Стали печататься книги по философии, юриспруденции, истории, художественная литература календари, а также географические карты и атласы. Были изданы античные авторы (Цицерон, Сенека и др.). Книги, хотя и остались дорогими, все-таки стали более доступными, в т.ч. и для частных лиц. Увеличилось число грамотных, а также критически мыслящих лиц, что подготовило почву для Возрождения и Реформации.
Для инкунабул характерно отсутствие титульного листа, отсутствие абзацев в тексте, цветные инициалы и орнаментика. Первоначально роль титульного листа играл колофон, который появился в Майнцской Псалтири Фуста и Шеффера. В части книг присутствует так называемый шмуцтитул ("грязный титул") - добавочный лист для предохранения от загрязнения (Библия Джоржио Ариввабене (Венеция) в 1487 году. Первая нумерация страниц появилась в 1470 году у издателя Арнольда Техроернена в Кельне. Чтобы не путать тетради при сшивке книжного блока их стали нумеровать (сигнатуры) и обозначать кустодами (начальные слова следующей сигнатуры и конце предыдущей). Впервые их применил Иоганн из Шпейера, печатая в Венеции в 1469 году труды Тацита. Первоначально иллюстрации выполняли вручную, с 1470 года появляются и печатные иллюстрации. Развивается новый вид изобразительного искусства - гравюра.
Большинство книг издано на латыни, но были книги и на других языках. Считается, что всего было выпущено порядка 40 тысяч инкунабул (в т.ч. 30 тыс. собственно книги, остальное отдельные листы, грамоты, индульгенции). К настоящему времени сохранилось примерно 500 тысяч экземпляров, третья часть из них находится в государственных, университетских и частных библиотеках Северной Америки. В России наиболее крупные собрания инкунабул находятся в Российской национальной библиотеке (7000) и в Российской государственной библиотеке (5300).
Самой ценной инкунабулой является 42-строчная Библия Гуттенберга (Майнц, не позднее 1455 года). Всего было выпущено порядка 180 экземпляров, в том числе 45 на пергаменте. В настоящее время известно более 40 экземпляров этого издания. Стоимость только одного листа этой Библии на аукционах доходит до 80 тыс. долларов. На аукционе «Кристи» в 1987 году неполный первый том бумажной Библии был продан почти за 5 млн. долларов.
Замечательным образцом инкунабулы является «Нюрнбергская хроника», написанная Гартманом Шеделем, и изданная в 1493 году Антоном Кобергером. Самым красивым изданием эпохи Возрождения специалисты считают Гипнэротомахию Полифила (Hypnerotomachia Poliphili) Франческо Колонны, изданную в 1499 году с иллюстрациями в типографии Альдо Мануччи.
Инкунабулы – ценнейшие свидетели торжества человеческого разума, плоды одного из величайших изобретений человечества – книгопечатания, без которого был бы немыслим научно-технический прогресс. Именно с началом книгопечатания можно сказать, что историческая хронология событий стала достоверной и незыблемой. Ибо подделать и переписать миллионы письменных источников попросту невозможно.