Найти в Дзене
Русский анализ книг

Как Сталин обидел авиаконструктора Ильюшина, а затем загладил свою вину

Сергей Ильюшин – выдающийся советский авиаконструктор, создавший множество прекрасных самолетов. Самое известное его изобретение - легендарный штурмовик Ил-2 («летающий танк»), ставший самым массовым самолетом Второй мировой войны.

Товарищ Сталин очень ценил Ильюшина, о чем свидетельствует тот факт, что конструктор целых 7 раз был лауреатом сталинской премии (больше, чем кто бы то ни было). Тем не менее, его отношения с Верховным не всегда были гладкими. Александр Яковлев в своих воспоминаниях описывает любопытный случай, когда Сталин сначала был несправедлив по отношению к Ильюшину, а затем постарался загладить свою вину. Слово автору.

«По срочному вызову [незадолго до войны] нарком и я поехали к Сталину. В его кабинете находились Маленков, Жданов и директор ленинградского Кировского завода Зальцман. Сталин был возбужден и нервно расхаживал по кабинету. Как выяснилось, нас вызвали по поводу производства штурмовиков Ильюшина. Завод, выпускавший ИЛ-2, сорвал сроки сдачи машин.

ИЛы производились тогда в условиях довольно сложной кооперации. Бронированные корпуса штурмовика поставлял один завод, а ему, в свою очередь, раскроенные броневые плиты заготовлял другой. Не добившись накануне толкового ответа о причинах задержки выпуска штурмовиков, Сталин позвонил в Ленинград Жданову и поручил ему разобраться в этом деле. Жданов вызвал руководителей завода и дал им серьезную трепку за несвоевременную подачу корпусов штурмовика, но виновные ссылались на задержку в получении раскроя бронированных листов с Кировского завода. Пришлось вызвать и Зальцмана. Последний, чтобы оправдаться в глазах Жданова, привез ему одну из синек серийных чертежей корпуса ИЛ-2, полученных с авиазавода. Синька уже побывала в цехах, на верстаках, и была испещрена многочисленными технологическими пометками. Зальцман разложил на столе у Жданова этот чертеж и заявил, что низкое качество чертежей является причиной большого брака и срыва выполнения задания по броне. Жданов сообщил об этом Сталину. В результате состоялось обсуждение вопроса об ИЛах, на которое вызвали нас, Жданова и Зальцмана.

Когда Зальцман стал потрясать перед Сталиным якобы негодным чертежом, я сразу понял, в чем дело. Чертеж действительно был рабочим цеховым документом — рваный, в масляных пятнах, а многочисленные технологические пометки можно было принять за исправление ошибок. Зальцман изобразил дело таким образом, будто бы все чертежи штурмовика находятся в таком состоянии.

Исаак Моисеевич Зальцман, директор Кировского завода
Исаак Моисеевич Зальцман, директор Кировского завода

Сталин рассвирепел.
— Мне давно говорили, что Ильюшин неряха. Какой это чертеж? Безобразие. Я ему покажу.
Я вступился за Ильюшина, постарался объяснить, в чем дело, но Сталин ничего не хотел слушать. Он соединился по телефону с Ильюшиным и заявил дословно следующее:
— Вы неряха. Я привлеку вас к ответственности.
Ильюшин что-то пытался объяснить по телефону, но Сталин не стал с ним разговаривать.
— Я занят, мне некогда. Передаю трубку Жданову, объясняйтесь с ним.
И опять:
— Я привлеку вас к ответственности.

В тот же вечер расстроенный Сергей Владимирович поехал в Ленинград и утром, прямо с поезда, отправился на Кировский завод. Там с цеховыми работниками он детально во всем разобрался и о нечестном поступке Зальцмана доложил Жданову, от которого Зальцману крепко попало».

Конечно, Сталину доложили о том, что Ильюшин был невиновен в описываемом случае. Получается, Верховный отругал его напрасно. Ситуация неприятная, как быть? Сталин больше не возвращался к описываемой теме, но все же вину свою постарался загладить.

Сергей Владимирович Ильюшин
Сергей Владимирович Ильюшин

«19 августа 1941 года Сталин вызвал наркома Шахурина, конструктора Ильюшина, главкома ВВС Жигарева, его заместителя Петрова и меня.
Встретил нас посреди комнаты и, прежде чем объяснить, зачем вызвал, обратился к Ильюшину:
— На ваших самолетах хорошо воюют. Известно ли вам об этом? Военные особенно хвалят штурмовик ИЛ-2. Какую вам дали премию за ИЛ-2? (Речь шла о первых Сталинских премиях, которые присуждались в марте 1941 года.)
Ильюшин ответил, что получил премию второй степени и очень благодарен правительству за это.
— Чего же благодарны? — сказал Сталин. — За эту машину вы заслуживаете премии первой степени.
И, обращаясь к Шахурину, сказал:
— Нужно дать Ильюшину премию первой степени.
…Теперь превосходная оценка ИЛов Сталиным служила для Ильюшина большей наградой, чем премия первой степени».

Судя по изложению Яковлева, Сталин не извинился перед Ильюшиным устно. И, наверное, трудно требовать извинений от Верховного главнокомандующего кому бы то ни было. Но все же о происшедшем Сталин не забыл, и при удобном случае, в присутствии других лиц, воздал должное работе Сергея Владимировича и представил его к награде. Мне кажется, это вполне сродни признанию ошибки, только не словом, а делом.

Ну и по этому эпизоду интересна судьба товарища Зальцмана, который Ильюшина подставил. Всегда проверяю информацию о провинившихся перед Сталиным людях - вдруг их расстреляли или отправил в лагерь (ведь так должен поступать кровавый тиран)? И снова нет. Никаких санкций к Зальцману (кроме устного внушения) применено не было, а вскоре после этого случая он и вовсе был повышен до должности наркома танковой промышленности!

Кровавый тиран, кровавый тиран… Надоели уже...

Товарищ Сталин, самый добрый "тиран" в истории
Товарищ Сталин, самый добрый "тиран" в истории

Источник: Яковлев А. С. Цель жизни. — М.: Политиздат, 1973.

Читайте также: Как генерал Жигарев лгал на приеме у Сталина, и чем это для него кончилось
В мемуарах оживает история. Если Вам понравился этот пост, прошу поддержать лайком и подпиской на канал. Впереди много интересного!