Биография Иоганна Генриха Шмидта рассказана в предыдущей статье, а здесь мы поговорим о даме, портрет которой он написал в 1785 году - о Софье Осиповне Апраксиной.
Портрет выполнен на пергаменте. Художник сумел мастерски передать жемчужную матовость кожи, пышность пудреной прически, нежную прозрачность оборок платья, блеск голубой атласной ленты. Нежный колорит портрета контрастирует с острым взглядом карих глаз и тонкими – как бы поджатыми – губами персонажа. Несмотря на кокетливые оборочки и неожиданно яркий голубой бант в целом создается образ холодной, умной и решительной женщины.
Графиня Софья Осиповна Апраксина (1743 – 18??) – дочь Осипа Лукьяновича Закревского – простого казака, позднее ставшего генеральным обозным, и Анны Григорьевны Разумовской, а также племянница графов Алексея (предполагаемого супруга императрицы Елизаветы) и Кирилла Разумовских.
В 1759 г. императрицей Елизаветой Петровной Софья была пожалована во фрейлины. В том же году она вышла замуж за поручика конной гвардии графа Николая Федоровича Апраксина.
Софья Осиповна имела большое влияние на своего дядю Кирилла Григорьевича, и после смерти его жены переехала к нему в дом, где прожила более 30 лет. Биограф так пишет о Софье Осиповне:
“Красивая, умная и хитрая, в то же время властолюбивая, скупая и жадная, она, пользуясь добродушием и безхарактерностью старика гетмана, скоро стала полною хозяйкою в его доме и не покидала графа К. Г. Разумовского до самой смерти, следуя за ним из Петербурга в Москву, и из Москвы в Батурин” .
Положение графини Апраксиной в доме Разумовского было двусмысленным, хотя и оправдывалось близким родством. Апраксина рассорила Разумовского с детьми, особенно с дочерьми, настраивая отца против них. После смерти Разумовского, Софья Осиповна, по слухам, распорядилась его имуществом в свою пользу.
Портрет Апраксиной мог быть написан Шмидтом в Петербурге, куда Софья Осиповна приехала, сопровождая Кирилла Григорьевича Разумовского, который во время отсутствия императрицы, ездившей в Вышний Волочек, управлял столицею.
Кроме того, Шмидт написал и портреты маленьких племянниц Софьи Осиповны - Анны, Александры, Веры и Екатерины Протасовых. Портреты выставлялись на Таврической выставке 1905 года, но до наших дней не сохранились и известны по фотографиям, хранящимся в фототеке Третьяковской галереи.
Если Вера и Екатерина выглядят совсем маленькими девочками, то Александра – это уверенная в себе и кокетливая маленькая “дама”.
Очаровательный образ подростка создал Шмидт в портрете Анны – короткая челочка, легкие, разлетающиеся локоны, тонкая шейка в вырезе платьица, взрослый взгляд и легкая – “шмидтовская” – улыбка:
Здесь сестры несколько моложе, чем на известном портрете работы Анжелики Кауфман, где они изображены вместе со своей теткой А.С. Апраксиной:
В собрании Исторического музея есть еще один портрет Софьи Осиповны, выполненный другим пастелистом - Иоганном Барду (1880-е):
Софья Осиповна изображена здесь в чепце и белом платье, украшенном лиловыми полосатыми лентами. Барду создал образ “домашний”, мягкий, более “русский”, если так можно выразиться, в отличие от шмидтовского – более точного в рисунке, парадного и вполне “европейского”. Но и в портрете работы Барду мы видим все тот же жесткий взгляд, выдающий сильный характер этой неординарной женщины.
А это парный портрет ее супруга - Николая Федоровича Апраксина, работы того же художника (1880-е):
...
Иоганн Генрих Шмидт – знаменитый и забытый художник-пастелист: часть 1, часть 3
Подписывайтесь на мой канал и читайте заметки о книгах, фильмах, живописи, реставрации и просто о жизни!