Мы продолжаем перевод статьи из американского журнала "Dance Magazine" (август 1981 года), в которой идет речь о первых шагах Александра Годунова на Западе.
"После всей шумихи, которая сопровождала его решение остаться в Соединенных Штатах, казалось, что за ним охотится весь мир. Мой [т.е. балетного критика Уильяма Комо - S.B.] телефон разрывался от звонков. Узнав о моей дружбе с ним, все стремились войти в контакт со мной, чтобы я стал связующим звеном, ведущим к нему. Среди них были голливудские продюсеры, у которых уже были для него сценарии, телевизионщики, готовые дать взятку для того, чтобы заманить его в свои студии, и я даже вспоминаю одну леди из Канзас-Сити, которая позвонила и предложила 10 тысяч долларов только за то, чтобы он появился на ее приеме.
Я предпочел дистанцироваться от них. А Годунов предпочел American Ballet Theatre, который пригласил его чуть позднее. Но судьба распорядилась так, что из-за забастовки танцовщиков против компании контракт сорвался.
Годунову потребовалось время, чтобы утвердиться, но он утвердился. Был телевизионный дебют с Синтией Грегори и гостевые выступления в Вене и Германии. И наконец - дебют с АБТ. Я прилетел специально, чтобы увидеть этот дебют в Лос-Анджелесе, и оно того стоило - как по личным причинам, так и по профессиональным. [Наталия] Макарова, с которой он танцевал "Дон Кихот", вызвала скандал, потому что дважды уходила со сцены из-за того, что оркестр ошибался с темпами. Неустрашимый Годунов танцевал свою вариацию, как будто от этого зависела вся его жизнь - или как будто оркестр играл гимн США, - и публика реагировала овациями. Я был внешне спокоен, но в глубине души гордился его успехом. После спектакля мы встретились за кулисами. Он был уже одет для вечернего приема. Мы обнялись, и блеск в его глазах ясно показал, как он счастлив. Месяцы спустя, когда прошло уже множество его спектаклей как в Америке, так и за рубежом, я спрашивал себя, действительно ли он счастлив. Постоянно циркулировали какие-то темные смутные слухи - например, о том, что он может вернуться в Россию. Я от них отмахивался, думая, что они связаны с неуверенностью, которая всегда присутствует в этой профессии.
Первый сезон АБТ под руководством [Михаила] Барышникова завершился в Метрополитен опера. У Александра Годунова появилось в труппе особое место, которое он занял с присущим ему величием и хорошим вкусом. Я видел все его спектакли, и они неизменно отвечали самым строгим требованиям и не оставляли сомнения, что наша страна не ошиблась, приняв его и его искусство. Наконец-то он действительно счастлив, и это особенно заметно, когда он выходит на сцену с Синтией Грегори. Они поистине озаряют светом сцену в "Жизели" и "Лебедином озере". Его Отелло в "Паване мавра" (опять с Грегори) - выдающийся. В "Баядерке", "Дон Кихоте" и "Раймонде" его танец просто волшебный.
Сезон АБТ завершился в июне, но Годунов не собирался останавливаться и отправился на длинные летние гастроли. Сначала в Сан-Франциско, потом в Пуэрто-Рико с балетом Израиля исполнил полудюжину "Жизелей" и несколько па де де. Он провел июль на гастролях в Европе (в основном в Италии и на юге Франции) с программой "Александр Годунов и солисты АБТ", увезя с собой одиннадцать танцовщиков из родной компании и балетмейстера Елену Чернышову.
Ларошфуко сказал: "Талант вызывает уважение стоящих людей, удача - всех остальных". В случае Годунова я хочу добавить, что смелость стоит и того, и другого".
На закуску - видео: Александр Годунов и Синтия Грегори:
Еще об Александре Годунове на нашем канале:
Его первые шаги в Америке - серия фото.