Доброго всем дня, я Ольга, многомама и логопед, и сейчас на своем канале я рассказываю об усвоении детьми 5 лет и старше знаковых систем - букв и цифр.
Как я писала в прошлый раз, ребенку в возрасте с 5 до 6 лет буквы и цифры интересны, они легко запоминаются, создавая фундамент для развития письменной речи .
Однако бывает не так. Бывает, что и не легко, и не запоминаются. Почему так происходит ?
Причина первая, частая. Заучили. С двух лет эти буквы-цифры, видеть не может. Трудно запоминались в три, было рано. А требовали. А нервничали. А спрашивали. Итог - негативизм и отсутствие интереса. Специально запоминать не буду. Пути решения - убрать все азбуки и говорящие ноутбуки месяца на три. Заклеить себе рот скотчем, если хочется поговорить о буквах.
Месяца через три, ни слова не говоря, повесить на холодильник магнитную азбуку от Банда умников "Где еж". Сказать ребенку - для красоты повесила! Местами менять можно, уносить и терять нельзя. Близко к этой азбуке не подходить-вам. На вопросы ребенка, если вдруг случатся, отвечать.
Ещё через месяц купить настольную игру Зверобуквы от той же Банды умников. Я про эту игру много писала. Хороша она тем, что для игры знать и называть буквы не обязательно. Достаточно запомнить ее образ и местонахождение. С чем большинство детей справляются гораздо лучше взрослых, поэтому очень эту игру любят. Детей трудно обмануть, они чаще всего прекрасно знают, когда мы им поддались. Здесь же взрослый не поддается, а реально проигрывает. В игре ПРО БУКВЫ! Круто же! Мотивацию прокачивает как нельзя лучше.
Сидя на лавочке на площадке и разговаривая с ребенком, чертить прутиком на песке. Рожицу, сердечко, А...
Хммм, похоже на букву какую-то. Забыла... А - точно, спасибо, сын! А ты знаешь, у нас на спине тоже глаза есть! Как? А вот смотри. Какую букву я тебе на спине пальцем написала? Тоже А, круто, угадал! Есть на твоей спине глаза.
Ну, в общем вы поняли. Не давить, не понуждать. Только пряники, никаких кнутов. Кнуты в школе будут, если сейчас пряников не досыплете .
Но эта проблема - ерундовая, бывает посерьёзнее.
Это только название такое обманчиво простое - письменная речь. Вроде как говорили, и потом пишем и читаем. На деле же чтение и письмо - сложнейшие процессы. Ребенок с 5 до 6 лет бывает, что уже неплохо читает, но редко. Все же основная задача, стоящая перед ребенком этого возраста - научиться соотносить букву и звук и запомнить это соотношение.
Вот эти две палки из одной точки вверху с перекладиной посередине - говорится как А! Вот эта пузатая палка с кепкой - Б. Эти две горки - М .
Я писала статью про ошибку деда Каширина. Когда не М - а ЭМ. Не К - а Ка. Практически Аз, Буки, Веди. Читай потом, как хочешь. ЭмАЭмА. Это мама была, если кто не понял. Не путайте детей, пожалуйста. Буквы учите как звуки - коротко. Это М! П! А если соединить вместе М и А - МА !
Но что, если все уже миллион раз правильно повторили, а все равно все буквы каждый раз как на новенького? Одну букву М уже три месяца учим! Давайте разбираться .
На данном этапе проблему можно поискать в четырёх направлениях. Нарушение памяти - ну вот действительно не может запомнить. Нарушение внимания - какое там запоминание, если там ворона пролетала а тут собачка гавкнула. Проблемы со зрительным восприятием - когда элементы в букву не соединяются, прямое и кривое не особо различаются... И, наконец, к сожалению, нехватка в области мыслительных операций. Элементарно не формируется логическая цепочка звук - буква.
Возраст с 5 до 6 лет - возраст выраженного интереса к буквам и цифрам. Интерес - всегда сигнал. Сигнал о готовности, о созревании мозга. Если интереса к буквам в этом возрасте нет - и это сигнал. О недозревании соответственно. И, как правило, в отличие от всех других сигналов, бывших до (молчит в три, ничего страшного, все дети разные, ходит по стенам и потолку в пять - ну вот такой характер) - этот сигнал родителями хорошо распознаётся. Ведь школа на носу!
Проблемы со знаковыми системами на пустом месте обычно не возникают. Если покопаться - всегда что-то было ДО. Просто игнорировалось. Перерастет, догонит. Бывпет, что перерастают, да... В описываемых нами случаях этого не происходит.
Вне зависимости от причины, помочь ребенку запомнить буквы смогут некоторые общие приемы и идеи.
Движение и действие, раз. Сохранные анализаторы, два. Крупный план, три. Специалисты, подсказывайте, что забыла .
Рисуем огромную букву на асфальте, бежим по ней с криком А! Достаем вырезанные буквы из мешочка на ощупь. Рисуем на спине, угадываем. Проводим с закрытыми глазами по букве из наждачной бумаги. Лепим и раскрашиваем буквы, конструируем из палочек и верёвочек. Выкладываем из шишек и каштанов. Кидаем друг другу деревянные буквы. Придумываем, на что похожа каждая из них .
Давайте в комментариях поделимся идеями - что ещё можно сделать, чтобы помочь ребенку запомнить буквы? Не научиться читать и писать - это пока не задача данного этапа. Пока - просто запомнить .
Еще по теме:
Чудо-бомба
Лучшие книги для развития речи
Правильные пособия для занятий с ребенком
Самая лучшая книга для родителя
Как подружить ребенка с родным языком