Найти тему

Почтовая кибитка - предок междугордного общественного транспорта

Автор: Nikolay Sverchkov (1817-1898) - Scan of old Painting, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15450146
Автор: Nikolay Sverchkov (1817-1898) - Scan of old Painting, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15450146

Сегодня я хочу вам рассказать о междугороднем и общественном транспорте 19 века. Роль транспортной компании в те времена по всей России исполняла почта. На неё вообще было возложено множество функций, не только отправка почтовых сообщений и посылок.

Транспортом для перевозки людей служили почтовые кибитки. Кибитка – это крытая повозка или сани, обычно на 2 места. Запрягали тройку лошадей, одна бы такой груз не потянула.

Ход кибиток начинался с восстановлением зимнего или летного пути, весной и осенью добраться до отдалённых городов и деревень в Енисейской губернии было невозможно. Разве что одинокому путнику на лошади.

Желающий отправиться в путь, должен был накануне отъезда, кроме своего паспорта, принести в почтовую контору свидетельство от полиции, что к выезду препятствий не имеется. Делалось это из-за множества ссыльных, которым было запрещено покидать место ссылки. Таких свидетельств не спрашивали с командированных военных и гражданских чиновников и служителей церкви.

Пассажир приобретал билет, и должен был прийти к назначенному часу, иначе он терял место, и деньги не возвращались ни в коем случае. Даже в те времена существовало расписание следования кибиток в том или ином направлении.

Дозволялось передать билет другому лицу, но новый пассажир тоже должен был предоставить паспорт и разрешение на выезд, в противном случае билет считался недействительным и деньги не возвращались. То есть, сдать билет, выписанный на ваше имя, могли только вы сами.

По пути следования кибиткой управлял почтальон. Пассажирам ни в коем случае не позволялось командовать и управлять действиями ямщика или почтальона, мешать им, какой бы пост они не занимали. Все недовольства они могли лишь записать в жалобную книгу по прибытии на место.

Интерес вызывает пункт пятый правил проезда в почтовых кибитках Енисейской губернии. Он гласит: «Пассажиры не обязаны давать на водку никому». Ямщику разрешалось употреблять в пути «для сугреву», особенно, если дело было зимой. Но, вот забота об этом лежала полностью на его плечах. И, так как для этого правила был отведён специальный пункт, некоторые ямщики и почтальоны хитрили, собирая с пассажиров в пути «на водку», отдельно от цены билета.

Багаж разрешалось провозить, бесплатно – до пуда (16 кг), свыше пуда – по особой таксе за один фунт (453 грамма), но не более двух пудов. Воспрещалось брать с собой неудобные для поклажи вещи, а также «отдающие влагу, воспламеняющиеся, газообразные, горючие и тому подобные». Кроме того, багаж нужно было доставить не позже, чем за час до отправления кибитки, для погрузки и укладки. Почта несла полную ответственность за целостность багажа, но, если в пути пассажир вдруг вздумает залезть зачем-то в свою сумку или чемодан (это не возбранялось), ответственность снималась.

Разрешалось бесплатно провозить с собой ребёнка до 11 лет, без предоставления места, но, только если попутчик согласен.

Для чая, завтрака, обеда и ужина были специально отведены места в пути, согласно расписанию, по времени. А уж остановок было предостаточно. Лошадей нужно было менять каждые 15-25 километров, больше ей, без вреда для собственного здоровья, не пройти.

Стоили эти услуги по-разному, всё зависело от дальности маршрута. Чтобы доехать, к примеру, из Красноярска в Шарыпово (тогда село Шарыповское), и привезти с собой поклажу, скажем полтора пуда весом, вам пришлось бы выложить примерно 6 рублей 35 копеек, судя по прейскуранту. Немало, если учесть, что чистый годовой доход крестьянина – середняка в те времена составлял 300 – 500 рублей. А вот путь из Красноярска в Тюмень вам бы обошёлся в 32 рубля, и перегруз сверх положенного бесплатного пуда обошёлся бы в 11 копеек за фунт.