Те, кто заглядывался на дизайн товара, интересовался как бренд смог раскрутиться и прочитал с упоением "99 франков", определились с профессией. Люди пошли учиться на рекламщиков, маркетологов и пиарщиков. Сейчас эти профессии поделились еще на smm-щиков, таргетологов, контекстологов и других креативных людей.
И тут встает проблема: первые выходят из вуза, совершенно не понимания ничего в профессии, а для вторых и вовсе еще не придумали специальности.
Что делать? Не получать высшее образование вовсе?
Для начала разберемся кто за что отвечает:
- рекламщик: занимается распространением рекламы
(пример: покупает место в журнале)
- маркетолог: изучает позиционирование товара на рынке
(пример: изучает целевую аудиторию)
- PR-специалист: занимается имиджем компании
(пример: аккредитовывает компанию на участие в выставке)
- SMM-щик: отвечает за работу социальных сетей
(пример: составляет контент-план)
- таргетолог: распространяет товар по его целевой аудитории
(пример: распространяет информацию об акции в "Вконтакте")
- контекстолог: занимается поисковыми запросами в системах
(пример: делает объявления по вашим ранним запросам)
- креатор: создает креативную концепцию стратегии продукта
(пример: делает презентации для защиты предложения)
Я уверена, что эти профессии разбиваются на еще несколько ПОДпрофессий, но усугублять вас не буду.
Кстати, здесь уместна эта картинка.
Да, да, в начале своего карьерного пути многие студенты решаются даже на такую работу. Работодатели либо не понимают разницу между рекламщиком и креатором, либо хотят "погнаться за двумя зайцами". И это первая причина, почему не надо идти за данными профессиями в вуз.
Вторая причина - отсутствие практики.
Дай бог, чтоб вам повезло успеть продемонстрировать свои знания на практике до того, как вы станете выпускником. Многие вузы определяют студентов к себе на кафедры, где будущие маркетологи занимаются работой секретаря. Знания документооборота важны в любой области, но студент платит не за них.
Кристина, выпускница МосГу 2019 (Реклама)
"Я обалдела. 4 года ходила на пары и перед дипломом решила сходить на практику в рекламное агентство. Там совсем не так, как рассказывают на парах: кто за что отвечает, как это все работает, зачем нужна реклама. Я будто оказалась на первом курсе, но теперь пришлось быстро впитывать в себя знания. Времени не было, клиенты шли быстро, сроки горели а я не понимала: почему я ничего не знаю и не умею? Только на практике я поняла, кем ИМЕННО хочу быть в этой сфере и что делать.
Сейчас мне удалось устроиться на начинающую позицию креатора в молодое агентство. Искренне понимаю, почему выпускников не берут работать даже на Джуниоров. Реклама быстро растет, меняется и то, чему ты учился, сегодня уже не актуально. Все решают твои скилы (прим. навыки) и мозг"
Третья причина - непонимание специфики.
Я перечислила вам профессии, которые можно встретить в этой сфере. А преподаватели так не делают. Классно, если выпускники, по окончанию заведения, знают базу по каждой профессии, но часто, они не знают ее даже по той, что выбрали сами (а иногда они не знают, из чего выбирать).
Для этого определимся что нужно знать:
База: как работает реклама, для чего она нужна и чем важна.
Конкретика:
- рекламщик: где размещать информацию о конкретном товаре
- маркетолог: как определить целевую аудиторию
- PR-специалист: виды стратегий
- SMM-щик: что можно и нельзя делать в соц сетях для продвижения
- таргетолог: метрики
- контекстолог: как работают поисковые системы
- креатор: как придумать идею, полезную для продаж
Четвертая причина - преподаватели-теоретики
Как хорошо бы Татьяна Ивановна не рассказывала про SWOT-таблицу, не факт, что она когда-то ее применяла в жизни. Сегодня в вузах преподаватели - ходячие книжки, не работавшие в сфере рекламы или работающие только в старой (маркетинг и реклама). Сегодня вряд ли встретишь преподавателя, который объяснить почему все вливают деньги в диджитал и платят блогерам.
Евгений, выпускник РАП 2017 (Юриспруденция)
Еще на 3 курсе я понял, что не хочу заниматься юриспруденцией
и начал искать способы заработка. На глаза попался курс по SMM:
это был 2016 год и профессия только развивалась.
Спустя год я уже продавал свой курс по ведению аккаунта в инстаграм, а также имел свой интернет-магазин.
Сейчас осваиваю профессию интернет-маркетолога, помогаю своей девушке в развитии ее салона, а в начале года продал свой бизнес
в инстаграме, который развил с нуля. Возможно, мои навыки в юридической сфере помогли мне, но на рекламу или что-то подобное
в университет я бы точно не пошел.
Итак, ты прочитал причины и решил стать кем-то в этой сфере, но без высшего образования. Возможно, тебя не возьмут сразу Junior в компанию, поэтому где брать знания?
Чтобы не заканчивать статью на грустной ноте без надежды, я поделюсь ссылками на ресурсы, курсы, школы, где можете получить и знания, и практику, и связи и, даже, место работы!
Wordshop
реклама, диджитал, маркетинг, копирайтинг
ИКРА
дизайн, копирайтинг, диджитал, SMM
FarmCreative
стратегия, копирайтинг, BTL, диджитал
Skillbox
SMM, таргетинг, SEO, контекстная реклама