Блокировки счетов не обошли стороной самозанятых. Закон содержит множество поводов, по которым можно заморозить счет самозанятого лица, особенно, если он сотрудничает с юридическими лицами. А это не только потеря времени, но и риск лишиться клиентов. Рассказываем, что можно предпринять, чтобы не попасть в такую ситуацию.
За что могут заблокировать счет самозанятого?
Закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 и разработанные ЦБ РФ на его основе многочисленные методические рекомендации и инструкции содержат широкий перечень оснований для блокировки счетов. Самыми туманными, а потому самыми популярными формулировками являются:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей явного экономического смысла или очевидной цели;
- несоответствие сделки официальным целям деятельности организации или предпринимателя;
- регулярные подозрительные сделки, которые могут быть направлены на легализацию доходов.
По подобным же причинам часто блокируются и счета самозанятых лиц. Напомним, что пока пилотный проект режима НПД действует в четырех регионах страны, но вскоре он станет доступен и на всей территории России.
Осложняется ситуация с самозанятыми тем, что для своей деятельности они зачастую используют личный банковский счет. При этом инструкция Банка России №153-И от 30.05.2014 запрещает использовать личные счета в предпринимательских целях. Некоторые банки пошли навстречу этой категории граждан, прописав в договоре банковского обслуживания пункт, позволяющий самозанятым пользоваться личным счетом для получения платежей от клиентов. Однако проблема все же остается весьма актуальной.
Получение на такой счет денег от юридического лица-заказчика способно вызвать подозрение службы внутреннего контроля банка и, как следствие, заморозку счета до выяснения обстоятельств и характера сделки.
Как снизить риск блокировки?
Чтобы снизить вероятность заморозки счета по № 115-ФЗ, самозанятому желательно:
- открывать счет в том банке, который предусматривает возможность приема платежей в рамках предпринимательской деятельности на личный счет (этот вопрос необходимо уточнять в самом банке);
- проводить расходы с той же карты, на которую поступают платежи от заказчиков, не переводя их на другую свою «расходную» карту, т.к. это оценивается банками как транзит денег;
- передавать клиенту вместе с первичными документами и справку о постановке на учет в качестве самозанятого (скачать ее можно их приложения «Мой налог» или из личного кабинета на сайте ФНС);
- регулярно выгружать и справку о доходах, что поможет доказать банку добросовестность своих действий.
Перечень, разумеется, не исчерпывающий, однако соблюдение этих простых правил поможет снизить вероятность заморозки счета самозанятого лица, а также ускорит процесс прояснения и урегулирования ситуации, если блокировка уже проведена.
Чтобы вы могли прочитать тексты нужных нормативных документов, получите бесплатный доступ к КонсультантПлюс.
Итоги
Несмотря на то, что закон не требует от самозанятых ведения полноценного бухгалтерского учета, желательно документировать свою деятельность. Особенно это касается самозанятых, работающих с юридическими лицами. Также следует регулярно оповещать заказчиков о своем статусе самозанятого лица. По возможности счет следует открывать в банке, предусматривающем послабления для этой категории клиентов.
Подробнее о новостях, касающихся режима НПД, узнайте в нашей рубрике «Самозанятые».