Иногда, разбирая искусство голландских художников, находишь удивительные детали. В этот раз, собираясь писать об Иерониме Босхе, нашла для вас маленькую историю о египетском жирафе. Поэтому о Босхе будет другая статья, а здесь главный - ЖИРАФ.
Вот с этого фрагмента для меня все и началось.
Откуда Босх мог бы узнать, как выглядит жираф? Дело в том, что до 15 века жирафы были практически неизвестны в Европе. Римляне видели их в Африке и называли камелопардами (пятнистыми верблюдами), а в 13 веке встречались арабские рисунки, пришедшие из Испании.
Иероним Босх был большой домосед, из родного города Хертогенбоса не выезжал - там родился, женился, там и умер. Но его никак нельзя упрекнуть в недостатке впечатлений, правда только книжных - у него был доступ к богатой библиотеке религиозного братства Девы Марии, в котором он состоял. Несомненно, что Босх был знаком с новейшими научными достижениями в области географии, астрономии, алхимии. Так вот, райский жираф скопирован с иллюстрации из свежей книги, сделанной итальянским художником с натуры.
Примечательно, что справа вверху по-гречески написано "зарафас" - арабское слово, от которого происходит слово "жираф", в отличие от римского камелопарда, которого считали фантастической тварью.
Откуда итальянцы взяли жирафа в 15 веке? Флорентийское семейство Медичи давно "дружило" с мусульманскими владыками на почве нелюбви к своим торговым конкурентам, венецианцам. В конце 15 века в Египте бунтовали против турецких завоевателей и египетский султан аль-Ашраф Каит-бей из династии Мамлюков хотел наладить прямые дипломатические отношения с Медичи. Взятка в виде посольских даров прибыла во Флоренцию в 1487 году.
Первая фреска, отобразившая событие, называлась "Поклонение волхвов" и была закончена Доменико Гирландайо в 1488 году. Жираф был дописан в самом конце - в правом верхнем углу его ведут люди восточного вида. И это факт - жирафа действительно вели пешком от порта.
Жираф продолжал появляться в итальянском искусстве еще долго, хотя погиб вскоре после прибытия. По приказу Лоренцо Великолепного в его обширном зверинце для жирафа построили специальный вольер, к сожалению, не достаточно высокий. Голова жирафа застряла в потолочных балках, и он погиб, сломав шею.
На этой фреске, украшающей потолок Палаццо Веккьо, жираф все еще очень реалистичен.