Великая Октябрьская революция имела свою инерцию. В 1922-23 годах уже можно было видеть, что Мировой Революции не будет (ради чего имела смысл революция в России — как запал Мировой). Но — инерция!..
Это я вывел для себя, перечитав своё же о Петрове-Водкине.
А о том я стал читать из-за таких слов:
«Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919—1923).
Среди учителей особое влияние на Александра Самохвалова оказал К. С. Петров-Водкин. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Александра Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества» (Википедия).
Новый мир должен был быть, — представлялось, — каким-то из ряда вон выходящим (отсюда — сферическая перспектива), а в то же время крепко усвоено, что не надо чересчур залетать (бытовое мытьё головы в тазу и непрезентабельные краски). — Это я о дипломной работе Самохвалова.
Вот и получаются противочувствия, столкновения которых дают что? — Гармонию низкого и высокого. Вопреки очевидной несграбности изображения. Казалось бы, запрещающей видеть тут аналог того же типа идеала, что и в Высокое Возрождение, с его иллюзорностью зеркала. — Но что поделать, если принцип требует. Благо, есть понятие не только стиля, но и идеостиля. Стили, да, разные, но идеостиль один и тот же.
28 лет человеку. Вроде, приличный возраст. Мог бы уже не быть вовлечённым в инерцию здорово опростоволосившейся за 5 лет революции… С другой стороны, и через 100 лет у некоторых инерция ещё сохраняется.
Но. Сомнительно, сомнительно. Сферическую перспективу — просто позаимствовал у Петрова-Водкина… Очень похоже не на творчество, а на иллюстрацию уже известного.
Разве что оправдывает неясность, какой же он — новый мир, и очень уж он желанен…
Но тогда он оппозиционер власти, которой всё ясно: «построение экономической базы социализма» (http://artpoisk.info/article/obraz_molodosti_v_zhivopisi_aleksandra_samohvalova/).
Или всё же не оппозиционер? Базу-то базу, но это строительство было ж связано с политической духовностью. Со-ци-ализм же строим! — Надо взять и ввернуть в свою живопись духовность древних «фресок в церквах Болотова поля и Ковалева» (Там же).
«…роспись эта была закончена перед Куликовской битвой. Надо сказать, что вот это какое—то, как предчувствие подъёма в какой—то мере отразилось и на этих росписях. Тут вся северная часть храма, нижний ярус занимают изображения воинов… юный воин наиболее известен по публикациям довоенным. Это лик воина, но сколько в нём чистоты и благородства. Нет в нём такой вот зверской воинственности совершенно. Да, он решительный, он безусловно может на бой пойти, всё. Но всё равно. Вот эта вот юность в нём. Насколько она в нём выражена ярко» (https://www.youtube.com/watch?time_continue=1007&v=bojVq3dE1s8&feature=emb_logo).
А Самохвалова впечатлило, кроме психологии, нечто:
«При мягко выявленном объеме фигуры живопись в целом остается плоскостно—локальной, лишенной каких—либо элементов иллюзорности, но в то же время конкретной и реально—предметной» (http://artpoisk.info/article/obraz_molodosti_v_zhivopisi_aleksandra_samohvalova/).
Опять заимствование: плоскостное + реально-предметное = предчувствие подъёма страны.
То плевать, что девушка чуть ли не карикатурная дурнушка. А такие низы и строят социализм не просто экономически (очень сомнительна нужность социализму табака), а духовно (энтузиастка, наверно {красный платок}, граждански активная). — Не на мещанский вкус.
Леонардо да Винчи тоже не зря, наверно, для своего шедевра шедевров, «Джоконды», выбрал о-очень далёкую от красоты женщину… Ему нужно было, чтоб зритель, подумав на секунду, что Джоконда живая, смутился её прозорливости относительно того, что он, зритель, успел подумать о ней. Если б она была красавица, зрителя б несло сладострастие и только. А подсознанию Леонардо нужно было зрителю протелепать в душу Гармонию.
Не зря и эта табачница о-очень аппетитна где-то.
Не случайно и то, как я узнал об этой репродукции.
Мне её прислал один, и спросил:
«Как тебе барышня ?))…».
А это мещаннейший человек. Ясно, что он насмехается над персонажем Самохвалова, да и над ним самим. Даже не подозревая, насколько он оказался правым в своём мещанском неприятии автора, охваченного в 20—х годах бодростью предчувствия скорого наступления всеобщего счастья—по—новому.
Ему не известно, что для искусства не имеет значения жизненная правота автора. Леонардо тоже дожил до краха Высокого Возрождения (см. тут).
Это не отрицает ценности его «Джоконды». Которая, ценность, по—моему, состоит в том, что идеал Гармонии был не осознаваемым, а подсознательным идеалом Леонардо. Сознательно иллюзорно живую Джоконду он нарисовал во имя истины, а не для того, чтоб она смущала морально грязных зрителей, каковыми славился тот век освобождения от нравственных оков веры, освобождения под руководством безнравственной Церкви (аж религиозную войну начали протестанты из—за безнравственности католической церкви).
Вот только как убедиться, что Самохвалов подсознательно нарисовал свою работницу по наитию, разгадываемую мною как плоскостное + аппетитная пухлость = предчувствие подъёма страны?
Неужели подсознание моего адресанта почуяло подсознательный идеал (даёшь гармонию социализма!) Самохвалова?
2 декабря 2019 г.
Соломон ВОЛОЖИН