Найти в Дзене
Константин Согодак

Донские казаки, в большинстве своём не знают, кто были их предки.

История казачества, в том числе и Донского, еще мало разработана, а потому казачье население в массе своей о великих делах предков своих знает очень немного, о первоначальном происхождении этого народа не имеет ни малейшего представления, если не считать ни на чем неоснованных легенд, дошедших до нас на-устным преданием, или записанных и необдуманно принятых за достоверные факты некоторыми легковерными историками. Письменных памятников о древностях казачества очень не много, да и те разбросаны по разным русским и иностранным, мало изученным архивам и библиотекам; русские же, доступные изучению, летописные сказания говорят о казачестве весьма сбивчиво, а в большинстве случаев почти совсем о том замалчивают. Донской архив, в котором, надо полагать, было не мало ценного материала по данному вопросу, сгорел дотла в г. Черкасске в 1744 г.

Может ли донское казачество похвалиться по части исторической литературы?

К сожалению, у нас, на Дону, такой литературы, в полном смысле этого слова, слишком мало, хотя уже достаточно собрано материала для истории этого войска.

Донские казаки, в большинстве не знают даже, кто были их предки, откуда пришли и почему они называются казаками. Они знают только, что деды и праотцы их издавна служили Российским Государям и за верную их службу получали от них разные льготы, привилегии и жалованные грамоты на владение принадлежащим им ныне землями и угодьями. Вот и все. Вообще у нас, на Дону, не говоря уже о массе казачества, малограмотной и даже неграмотной, и в интеллигентной среде историей интересуются мало и книги по историческим вопросам расходятся слабо. А вопрос об истории казачества поднимался некоторыми истинно любящими свою родину не раз, даже были и попытки к составлению истории, но труды эти вообще страдали недостаточною разработанностью исторического материала, и неудачными заимствованиями и подражанием другим историкам, мнения и выводы которых, иногда заведомо неверные, принимались как положительные данные и целиком вносились в эти труды. Поднимался вопрос и о происхождении казачества, но дальше предположительных выводов не шел, а выводы эти были: „Донское казачество, по всей вероятности, происхождения неблагородного, – оно образовалось из беглецов разных областей Московского государства” и т.д. (Карамзин); или „в Придонских степях собирается (в ХV в.) вольница из русских беглецов-разбойников” (Иловайский).

Местные историки упускали из вида, что история целого государства не есть история его окраин. У историков государства задачи были совсем другие, чем у историков, пишущих историю какого-либо народа, вошедшего в состав этого государства. Там история окраин приносилась в жертву центра; выдающиеся события и стремления окраин замалчивались или объяснялись с точки зрения центра, даже иногда порицались, как сепаратные. Так, например, в русской истории при покорении Царем Иваном Васильевичем Грозным Казанского и Астраханского царств о казаках упоминается лишь вскользь, говорится мельком, между тем как, по достоверным историческим данным, в покорении Казани их участвовало от 6 до 7 тысяч. Пусть это были казаки рязанские и мещерские, но достоверно и то, что там была и донская конница. Казаки, как люди ратные, более других были знакомы с употреблением пороха и искусством осады крепостей, а потому при подкопах и взрыве казанских стен они играли первенствующую роль и первые ворвались в проломы крепости. Такую же первенствующую роль они играли и при покорении царства Астраханского. „Сведения о том, что Царь Иоанн решился покорить царство Астраханское, донские казаки, пламенея доказать усердие свое к Государю, приговорили в кругу своем вспомоществовать ему. Почему знатная их часть, под начальством походных атаманов – Павлова и Ляпуна, пошли к Переволоки и, дождавшись тут царских войск, шедших Волгой под предводительством князя Вяземского, присоединились к оным”, говорит русский историк. Далее, когда московские войска еще продолжали плыть Волгой, а часть их, высадившись на сушу, медленно подвигалась правым берегом реки к Астрахани, казаки, составляя передовой отряд, под Черным островом нанесли такое поражение Ямгурчею, астраханскому царю, что тот бросил город и расположился станом в 5-ти верстах ниже него. При вторичном поражении он с остатками своих войск ушел в степи и, преследуемый атаманом Павловым на расстоянии более четырехсот верст, успел вскочить в Азов только с 20-тью своими воинами. Князь Вяземский занял Астрахань без боя.

Российский историк честь покорения Астрахани всецело приписывает Царю Иоанну Грозному и его полководцу князю Вяземскому; историк же донского казачества в подобного рода событиях, не умаляя деятельности и стремлений Российских Монархов к объединению страны и покорению ее врагов, должен быть более самостоятельным и постараться о казаках сказать правдивую и подробную повесть, не подражая первым и заимствуя от них только то, что, по проверке, действительно является ценным.

Евграф Савельев. Древность казачества. Археология, история торговли и сельского хозяйства на Дону.

https://rostov-don-dkv.blogspot.com/2019/07/blog-post.html
https://rostov-don-dkv.blogspot.com/2019/07/blog-post.html
Продолжение темы:
На разных языках одно и то же собственное имя -- Ас-Саки, Кас-Саки, Казахи т. е. Казаки
Уникальное наследие от древних предков казаков -- старейшая крепость Восточной Европы.
Свастика (ярга) -- священный символ наших древних казачьих предков.
Боевой казачий генерал Быкадоров И. Ф. о происхождении Казаков.
А что мы знаем о Восточной Казакии? Откуда появились казаки в Средней Азии?
Казаки-ордынцы в донских степях.