Двести лет назад одна петербургская фирма контролировала все русские владения в Америке — на Аляске, Гавайях и в Калифорнии. Декабристы превратили ее офис в свой штаб. Рассказываем про американский след в восстании декабристов.
Создателем Российско-Американской компании был Николай Резанов — тот самый, что отправился в Калифорнию на кораблях «Юнона» и «Авось». Он мечтал объединить владения русских купцов в Северной Америке в единую госкорпорацию. Резанов смог убедить российское правительство сделать освоение Америки своего рода «нацпроектом». Акции новой компании купили члены императорской семьи, за которыми последовали и дворяне.
Вскоре император Александр I охладел к идеи колонизации Америки — после победы над Наполеоном он старался избежать новой войны, поэтому шел на уступки союзникам. Торговцам и ряду министров такая политика была не по нраву. Среди руководителей и акционеров Российско-Американской компании появлялось все больше оппозиционно настроенных дворян.
Декабрист Кондратий Рылеев, один из руководителей Северного тайного общества, в 1824 году стал топ-менеджером компании и поселился в «корпоративной» квартире на первом этаже ее офиса в Санкт-Петербурге. Квартира Рылеева с его традиционными завтраками в русском стиле — с квашеной капустой и водкой — стали местом вербовки неравнодушных дворян в тайное общество, а со временем – и штаб-квартирой заговорщиков.
После провала заговора и ареста Кондратия Рылеева Российско-Американская компания продолжила существовать без него. Но ее репутация была безнадежно испорчена. Под подозрение попали все чиновники компании, а планы по развитию колоний были окончательно свернуты.
Кстати, в случае успеха восстания, Калифорния могла даже стать резиденцией свергнутого императора. Рылеев планировал сослать царскую семью в Форт-Росс — как можно дальше от Петербурга.