Александр Годунов - странная и загадочная фигура. Его имя непременно фигурирует в любом, даже максимально сокращенном списке величайших русских танцовщиков XX века, однако достоверных биографических материалов о нем очень и очень мало.
Более-менее освещена его жизнь до побега на Запад, хотя и в рассказах и свидетельствах на эту тему тоже достаточно белых пятен и противоречий. Годунов родился в небалетной семье, учился в Рижском хореографическом училище (где был одноклассником Михаила Барышникова, позднее продолжившего обучение в Вагановской академии), после окончания училища танцевал в труппе "Молодой балет", но мечтал о главной сцене СССР - Большом театре и наконец попал туда. В Большом у Годунова был стремительный взлет - в первый же сезон он танцевал Зигфрида в "Лебедином озере", а дальше главные партии следовали одна за другой, и казалось, что перед танцовщиком лежит блестящее будущее... Но конфликт с всесильным главным балетмейстером Большого Юрием Григоровичем сразу поставил это будущее под большой вопрос.
Возможно, этот конфликт стал одной из причин, вынудивших Годунова во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке в августе 1979 года попросить политического убежища. Руководители гастролей немедленно отправили в Москву жену Годунова, также артистку балета Большого Людмилу Власову. Американские власти задержали самолет, дабы удостовериться, что Власова покидает США добровольно. В конце концов Власова подтвердила, что возвращается в СССР по своей воле, и улетела. За этой драматической историей следил весь мир.
Казалось, что Годунов на Западе станет такой же звездой, как и другие прославленные невозвращенцы - Нуреев, Барышников, Макарова, но что-то пошло не так. Он стал премьером American Ballet Theatre, однако проработал всего два сезона. Его бывший одноклассник Михаил Барышников, художественный руководитель АБТ, не продлил с ним контракт. Балетная карьера Годунова постепенно сошла на нет, остались только съемки в голливудских блокбастерах.
В 1995 году 45-летний Годунов был найден мертвым в своей квартире в Голливуде. Как сообщалось в официальном заявлении, он умер от "естественных причин" (в смысле, не был убит и не совершал самоубийства), но что это были за причины? Хронический алкоголизм? Биполярное расстройство? Друживший с ним Иосиф Бродский (его квартира стала первым убежищем Годунова после побега) считал: "Он не прижился и умер от одиночества". Был ли он действительно одиноким или просто казался таким в силу своего тяжелого неуживчивого характера?
В общем, при попытках хоть как-то рассказать о жизни Александра Годунова на Западе мы вступаем в область догадок и сначала вообще не собирались писать о нем как раз по этой причине - ничего не понятно. Но написать хоть что-то все-таки хочется. И мы решили не вымучивать что-то самим, а перевести статью американского балетного критика Уильяма Комо, опубликованную во влиятельном журнале "Dance Magazine" в августе 1981 года. Годунов в США уже два года, и ничто не предвещает скорого заката. Наоборот, как когда-то, на заре его карьеры в Большом театре, кажется, что все только начинается.
Для затравки - портрет Годунова из журнальной статьи: "Он изменил свое имя на английский манер - с Alexandr на Alexander. Но близкие друзья, а также балетоманы, которые любят называть известных танцовщиков просто по именам, обращаются к Александру Годунову просто "Саша". Он модник, одевается в молодежном стиле, носит длинные волосы и держится непринужденно на публике, будь то кабаре, или театр, или концерт. И он, конечно, привык зарабатывать большие деньги.
Итак, прошло два года после побега Годунова на Запад, о котором писала пресса всего мира, - побега, который он совершил во время гастролей в Нью-Йорке с балетом Большого театра в августе 1979 года, и, хотя с тех пор Годунов танцевал на всех главных сценах мира, он во многом остается загадкой. Публика, которую он завоевал, не считает его гламурным - в отличие от его соотечественников Нуреева и Барышникова. Вместо этого он производит впечатление "плохого парня" - высокий, опасный, не-такой-как-все идол, чья сдержанность создает атмосферу тайны.
Сложный в общении и временами дерзкий, он может быть также остроумным и открытым. Эта двойственность и харизма раздражают высоколобых критиков, которые любят иронизировать на его счет. Но это не имеет значения. Их сарказмы - "лошадиное лицо", "высокий белокурый танцовщик со слишком длинными волосами и женственными ногами", "выглядит грациозным, только когда не танцует" - не волнуют его. Его звезда продолжает восходить".