Нет точных данных о времени возникновения экслибриса, но живёт устойчивое убеждение, что он возник одновременно с книгопечатанием в Германии. С тех пор он уверенно вышел за рамки своего первичного назначения и превратился в один из жанров графического искусства. Сейчас часто о его связи с изначальной функцией напоминает лишь текст – «Ex libris» и имя человека, которому он принадлежит. Безусловно, продолжается и традиционное существование экслибриса в форме книжного знака.
Сначала, как и книги, экслибрис был распространён только среди состоятельных и знатных людей, включая духовенство. Однако по мере роста благосостояния населения Европы и с появлением буржуазии, увеличился и круг людей, которые стали его заказывать. Надо отметить, что спрос на книжный знак так или иначе коррелировал ростом или упадком именно этого класса. Верхушка общества не переставала им интересоваться, но её доля со времен сокращалась.
С расширением круга потребителей менялось и содержание экслибриса. Если у аристократии главной темой оставались родовые гербы, то у других сословий это уже могли быть вензелевые экслибрисы с орнаментальными инициалами владельца или рисунки, отражающие вид деятельности или увлечения.
Новый расцвет
Настоящий бум экслибриса случился в самом конце XlX века. И ему было суждено продолжиться до начала Великой депрессии, когда жизнерадостная эпоха растворилась на глазах. Вполне очевидно, что всплеск моды был связан именно с экономическим ростом и процветанием среднего класса. Вот как описывает это время в своей биографической книге Стефан Цвейг:
«С каждым годом всё красивее и многолюднее становились города. Берлин 1905 уже не походил на тот, который я знал в 1901-м: придворный город превращался в мировой, а Берлин 1910 года, в свою очередь, совершенно затмил и его! Вена, Милан, Париж, Лондон, Амстердам при каждой новой встрече изумляли и восхищали…»
«Никогда Европа не бывала сильнее, богаче, прекраснее, никогда не верила она так глубоко в своё прекрасное будущее; никто, кроме двух-трёх ветхих старцев, не оплакивал, как прежде, «доброе старое время»».
Модой на экслибрис среди европейских стран тогда более других выделялись Австрия и Германия. О последней я расскажу в отдельных статьях. А здесь мы посмотрим на известного представителя венской школы. Этот город был одним из безусловных культурных центров континента. Вот как о нём отзывался тот же Цвейг: «Едва ли в каком-либо другом городе Европы тяга к культуре была столь страстной, как в Вене.» А в искусстве графики столица империи во многом задавала тон.
Мастер экслибриса
Свой вклад, заметный и поныне, в развитие экслибриса внес наш сегодняшний герой – Альфред Коссман. Его маленькие графические шедевры вполне соответствовали духу времени и вкусам аудитории. Сейчас они могут казаться простыми или наивными, но в ту переходную эпоху игра вычурности и лаконичности вызывала у публики воодушевление.
Элегантные экслибрисы Коссмана были довольно популярны у современников и некоторые даже называли его магом гравюры на меди. А кое-кто, вероятно самые страстные почитательницы, величали художника королём экслибриса. Точность линий, которые мастер выводил на металле действительно заслуживает уважения. Однако это было бы невозможно, не будь он прекрасным рисовальщиком.
Биография Альфреда Коссмана не соответствует распространённому образу художника-страдальца. Он родился 2 октября 1870 в семье чиновника лесного хозяйства в Граце, но большую часть своей жизни провел в Вене. Профессиональное образование началось в Венской школе прикладного искусства, где он учился с 1886 по 1895 годы и штудировал живопись и рисунок.
Когда в 1895 году его учитель гравюры и офорта Уильям Унгер (William Unger) перешёл в Венскую Академию изящных искусств, то Коссман последовал за ним и продолжал учиться до 1899 года.
Уже в 1903 году его экслибрисы получили признание в изданиях, посвящённых этой теме, а В 1905 году график стал членом «Дома художников», что было весьма престижно в арт-кругах.
В экслибрисе Коссман не придерживался какой-то одной темы, он делал и гербовые книжные знаки и вензелевые. Но, вероятно, наибольший простор для воображения ему предоставляли сюжетные заказы.
Художник-график был успешен в своей карьере и признан в обществе. В 1913 году он заслужил государственную медаль, в 1916 получил императорскую премию, а в 1920 году был назначен профессором в Институте гравюр и рисунков. Это учебное заведение существует и в наши дни под названием Высшее графическое Федеральное учебно-экспериментальное учреждение (HGBLuVA). В 1932 Коссмана наградили золотым знаком почета Австрийской Республики.
Стоит упомянуть и о том, что Альфред Коссман был одним из основателей Австрийского общества экслибриса.
В 1951 году Коссман умер и был с почетом похоронен на Центральном кладбище Вены, а позднее в городе появилась улица с его именем.
В 1970 году по проекту Генриха Ноймайера была выпущена почтовая марка "Альфред Коссман, 100 лет со дня рождения".
Большая часть графического наследия художника сегодня принадлежит коллекции медных пластин Австрийской национальной библиотеки.
Работы Коссмана получили признание среди графиков и коллекционеров искусства по всему миру, листы с его оттисками хорошо продаются даже без подписи автора.
Что сейчас
Возникнув однажды, как знак престижа, в наши дни простые экслибрисы доступны каждому, и их можно заказать совсем недорого в специальных мастерских. Но, как я отмечал ранее, экслибрис стал самостоятельным жанром и в таком виде он вносит имя владельца в историю искусства. Просматривая здесь изображения экслибрисов Коссмана, вы наверняка обратили внимание на имена заказчиков. А ведь прошло уже более 100 лет с момента их обращения к художнику. И эти изображения воспроизводятся по всему миру вновь и вновь.
Получается так, что и на современном витке развития экслибриса, он опять становится символом социального успеха. Ведь сохраняются и распространяются только примечательные работы. Они попадают на выставки, в каталоги, в электронные СМИ. А с такой целью имеет смысл обращаться только к известным художникам, что и делают люди, которые могут себе это позволить. Можно даже сказать, что в связи с подобным трендом развитие сюжетного экслибриса сейчас переживает новый подъём.
Валерий Бо
Любезно оставляйте знаки вашего внимания, комментарии и подписывайтесь на мой канал.