Ученые нашли доказательства того, что дыра в озоновом слое над Антарктидой начинает закрываться. Если эта тенденция сохранится, разрыв должен исчезнуть к 2050 году. Это удивительный пример того, что совместными усилиями можно исправить что-то, что сломалось в природе.
Вскоре пройдет 30 лет с момента разработки глобальной концепции постепенного отказа от химических веществ, вредных для озонового слоя. Сегодня мы знаем, что выбрали правильный путь. Как человечество, мы можем похлопать друг друга по спине и сказать: «Молодец».
Когда в 1980-х годах ученые подтвердили, что фреоны (ХФУ из хлорфторуглеродов) - группа веществ, используемых в процессе химической очистки, в аэрозолях и в старых холодильниках, - приводят к истончению озонового слоя над Антарктидой, так называемая Озоновая дыра стала самой насущной экологической проблемой. Слой, состоящий из трехатомных молекул кислорода (O3), удерживает огромную часть вредного ультрафиолетового излучения солнца.
Чтобы противодействовать этой проблеме, большинство стран мира подписали Монреальский протокол 16 сентября 1987 года, подписавшие его стороны обязались постепенно сокращать выбросы фреонов и других химических веществ, вредных для озонового слоя. И теперь, спустя почти 30 лет, последние измерения показали, что истончение уменьшилось на 4 миллиона км 2 по сравнению с крупнейшими потерями, зарегистрированными в 2000 году. Это более половины территории Австралии. После извержения чилийского вулкана Кальбуко в апреле 2015 года истончение увеличилось до рекордных размеров, но если «лечение» будет продолжаться такими темпами, «рана» должна зажить к середине этого столетия.
Поскольку ученые в середине 1980-х годов заметили, что озоновая дыра становится больше, уровень трехатомного кислорода контролируется каждый год в октябре. В этом месяце в Антарктиде начинается весна, а затем холодные ветры и немного больше солнечного света активируют хлор, отвечающий за отключение одного из «лишних» атомов кислорода и создание обычных молекул O2 . Тем не менее, дыра начинает открываться уже в августе, и поэтому ученые заявили, что измерения могут быть более точными, если они были сделаны в сентябре, когда температура все еще низкая. Итак, ученые из Массачусетского технологического института показали, что концентрация хлора в атмосфере уменьшилась, а истончение озонового слоя замедлилось.
- Я думаю, что все, включая меня, были слишком сосредоточены на октябре, потому что тогда озоновой дырой можно любоваться во всей ее красе. И октябрь также месяц, в котором меняются многие метеорологические показатели. Сентябрь - лучшее время для наблюдения, потому что тогда мы можем определить ключевой уровень хлора для размера отверстия. Эта деталь ускользнула от нас в прошлом, - утверждает доктор Соломон.
В дополнение к измерению содержания озона в сентябре между 2000 и 2015 годами, группа также записала количество двуокиси серы, которую каждый год выбрасывают вулканы, что также воздействует на озоновый слой. Они сравнил результаты своего исследования с имитационными моделями, предсказывающими содержание озона на основе концентрации Cl2 в атмосфере. Соломон и его коллеги заявили, что озоновая дыра сужается, и по результатам моделирования они показали, что она уменьшилась более чем на 50 процентов.
Пусть это напомнит нам, что если мы будем работать вместе, мы действительно сможем решить многие экологические проблемы, которые нас беспокоят. Я думаю, что с чистой совестью мы можем поздравить себя с хорошей работой.