Найти тему
Мнемозина

Как Мюллер "вычислил" Штрилица

Оглавление

«Триумфом советской разведки» назвал её агентурные шифры известный американский историк Дэвид Кан. Советские шифры, основы построения которых были заложены еще в царской России, на десятилетия определили вектор развития мировой криптографии. Шифры "Рамзая", Абеля, "Красной капеллы" враги так и не смогли разгадать. Тем не менее Юлиан Семенов в романе "Приказано выжить" показал, как легко, оказывается, было раскусить шифр Штирлица.

Мюллер пригласил доктора филологии штурмбанфюрера Герберта Ниче
из отдела дешифровки и спросил его:
- Доктор, если я дам ряд слов из вражеской радиограммы, вы сможете ее прочесть?
- Какова длина колонки цифр? Сколько слов вам известно из тех,
которые зашифрованы? Что за слова? Мера достоверности?
- Хм... Лучше б вам не знать этих слов, право... Вы раскассируйте те
слова, которые я вам назову, по группам, работающим вне нашего здания...
Слова, которые я вам назову, опасны, доктор... Если их будет знать кто-либо третий в нашем учреждении, я не поставлю за вас и понюшку табаку... Итак, вот те слова, которые о б я з а т е л ь н о будут звучать
в шифрограмме: "Дагмар", "Стокгольм", "Фрайтаг", "Швейцария", "Даллес", "Мюллер", "Шелленберг", "Бернадот"; вполне вероятно, что в провокационных целях будут названы святые для каждого члена партии имена рейхсмаршала, рейхсфюрера и рейхсляйтера. Более того, вполне возможно упоминание имени великого фюрера германской нации... Я не знаю, каким будет шифр, но вероятно, что он окажется таким же, каким оперировала русская радистка...
- Та, которую арестовал Штирлиц? В госпитале?
- Да, Штирлиц сумел обнаружить ее именно в "Шарите", вы совершенно правы.
Мюллер достал из сейфа перехваченные шифровки, положил их на стол перед Ниче и сказал:
- Пока суд да дело, попробуйте помудрить с этими цифрами, подставив
сюда следующие слова: "Вольф", "Даллес", "Шлаг", "пастор", "Мюллер",
"Швейцария", "Берн", "Шелленберг"... Возможны упоминания имен Гиммлера и Бормана в гнусном, клеветническом подтексте. Если не все, то большинство этих слов, я полагаю, присутствует в этих цифрах... Я останусь ночевать здесь, так что звоните, Шольц предупрежден - он меня немедленно разбудит...
-2

Шольц его разбудил в шесть, когда уже светало; небо было высоким,
пепельным; сегодня ночью не бомбили, поэтому не было дымных пожарищ и не летала мягкая, невесомая, крематорская копоть.
Доктор Ниче положил перед Мюллером расшифрованный текст:
"Шелленберг с санкции Гиммлера намерен вести переговоры в Швейцарии с американцами. Мне санкционирована свобода действия, срочно необходима связь, подробное донесение передаст пастор, которого я переправляю в Берн. Ю с т а с".

-3

Мюллер закрыл глаза, а потом мягко заколыхался в кресле - смех его
был беззвучным, он качал головою и хмыкал, словно бы простудился на ветру....
... Он добился того, что Штирлиц оказался слепым исполнителем его воли: отныне вопрос возможной конфронтации между Кремлем и Белым домом перестал быть отвлеченной идеей. Случись такое - Мюллер спасен. Впрочем, шансы его и Бормана на спасение увеличились неизмеримо, даже если вооруженной конфронтации между русскими и американцами не произойдет - все равно разведка красных не может не заинтересоваться тем, как будут и дальше реагировать на мирные переговоры Борман и он, Мюллер; от них ведь зависит, прервать их или же содействовать их продолжению...

Чем фальшива эта #история ?

Если верить Юлиану Семёнову, у отправителя и получателя были одинаковые книги. Когда нужно было отправить сообщение, то шифроваание проводилось следующим образом. В книге находился нужный символ и указывалась страница, строчки и порядковый номер нужного символа. Таким образом, книга выступала в качестве ключа.

Штирлиц использует в дешифровке томик Шиллера! Это четвертый том из собрания сочинений штутгардского издания 1883 года, славного иллюстрациями Карла фон Гёдеке. Разумеется, если бы он использовал вот это русское издание, Штирлиц как никогда был бы близок к провалу.
Штирлиц использует в дешифровке томик Шиллера! Это четвертый том из собрания сочинений штутгардского издания 1883 года, славного иллюстрациями Карла фон Гёдеке. Разумеется, если бы он использовал вот это русское издание, Штирлиц как никогда был бы близок к провалу.

Разумеется, присваивать каждой букве свое, раз и навсегда заданное число, глупо. Подобный шифр легко ломается частоным анализом. Анализ основывается на частоте встречаемости конкретной буквы. Таким образом, можно отследить в тексте встречаемость последовательности комбинации цифр, сопоставить со встречаемостью в русском языке и тем самым взломать шифр. Однако буква "а", к примеру, может встречаться в тексте книги в разных местах и мы можем брать для шифра любую из них, в данном случае частотный метод будет неэффективен.

Более того, такой шифр неэффективен и для самого разведчика и для "Центра". Ведь если каждую букву зашифровывать таким образом, то вышеприведенная шифровка из пятизначных чисел займет 223х5=1115 знаков. По оценкам специалистов, средняя скорость ручной передачи азбуки Морзе профессиональным радистом составляет до 100-150 знаков в минуту. На передачу сообщения в 223 буквы с пробелами понадобилось бы 10 минут. Запеленговать такую радиостанцию, а тем более вычислить ее местонахождение за это время вполне реально, особенно если заранее известны частота и график выхода в эфир.

Неужели в #НКВД - #кгб работали настолько наивные криптографы? Нет, конечно. Юлиан Семёнов просто не мог рассказать, как на самом деле работает система шифрования советских разведчиков.

Однако спустя десятилетия, об этом рассказал Андрей Синельников в книге ШИФРЫ СОВЕТСКОЙ РАЗВЕДКИ.