Найти тему
Твой репетитор

Три критика, которые помогут сдать ЕГЭ по литературе

В прошлом году некоторым выпускникам на ЕГЭ по литературе в тесте попался вопрос про литературного критика. Спрашивалось, на кого намекает Некрасов, давая своему герою фамилию Добросклонов. Для тех, кто не может сходу ответить на этот вопрос, мы сделали подборку главных литературных критиков 19 века, которых нужно знать для сдачи ЕГЭ.

1. Неистовый Виссарион (1811-1848)

Именно ему Иван Тургенев посвятил свой роман "Отцы и дети", чтобы указать на свою позицию в конфликте внутри «Современника». Кроме того, с главным героем тургеневского романа Виссариона Белинского роднило то, что он тоже был разночинцем. Денег на хорошее образование у семьи не было, отец обучил его латыни и отдал в уездное училище в Чембаре (Пензенская область). После этого будущий критики поучился в губернской гимназии и решил поступать в Московский университет. Поступить у Белинского получилось, однако окончить университет не удалось – отчислили то ли за вольнолюбивые настроения, то ли за слабое здоровье.

Однако Московский Университет дал Белинскому хорошего приятеля – профессора Николая Надеждина. В 1831 году Надеждин открыл новый литературно-общественный журнал «Телескоп» и взял туда Белинского. Тот занялся переводом статей и спустя несколько лет опубликовал свою первую серьезную критическую работу «Литературные мечтания. Элегия в прозе». Уже тогда юный критик заявил: «у нас нет литературы».

 В. Г. Белинский Акварельный портрет К. А. Горбунова 1838 г.
В. Г. Белинский Акварельный портрет К. А. Горбунова 1838 г.

Так ярко начав с отрицания, Белинский все же сыграл важную роль в литературе, заметив даровитых писателей. Именно он обратил внимание на молодого Гоголя, отметил стихотворения Кольцова, Баратынского и Бенедиктова. Надеждин в таланте критика не сомневался, и, уезжая в 1835 году за границу, оставил его присматривать за журналом.

Когда «Телескоп» запретили, Белинский остался практически без средств к существованию. Ситуация для него наладилась уже в 1838 году: Белинский приступил к активной работе в историко-литературном журнале «Московский наблюдатель». Однако спустя время, стало понятно, что с финансовой точки зрения продолжать работу в журнале Белинский уже не может. Тогда Белинский возглавил отдел критики в «Отечественных записках» – из Москвы ему пришлось переехать в Петербург. На новом месте он пишет статьи о пьесе «Горе от ума», критику произведений Державина, Лермонтова, других поэтов, которая дает сегодня нам полное представление о многих поэтах того времени. И именно он назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни".

Взгляды Белинского на общество, литературу и политику были достаточно радикальны. Власть и значительная часть интеллигенции относились к критику отрицательно.

«Нет ружья, — бери лопату, да счищай с „расейской“ публики (грязь). Умру на журнале, и в гроб велю положить под голову книжку „Отечественных записок“. Я — литератор; говорю это с болезненным и вместе радостным и горьким убеждением. Литературе расейской — моя жизнь и моя кровь… Я привязался к литературе, отдал ей всего себя, то есть сделал её главным интересом своей жизни…» – писал Белинский в те годы.

В первые годы царствования императора Александра II имя Белинского было изъято из обращения, в печати оно заменялось формулировкой: «критик гоголевского периода». Белинский стал знаменем либеральной интеллигенции первой половины 19 века.

2. Мученик режима (1836–1861)

Он умер в 25 лет и оставил после себя яркие критические статьи, которые хорошо всем известны. Именно он назвал Катерину из "Грозы" "лучом света в темном царстве". Николай Добролюбов, впрочем, как и Белинский, был разночинцем. Однако дома ему дали неплохое образование. С детства Добролюбов много читал и писал, в 13 лет уже переводил древнеримского поэта Горация. В 1847 году поступил в духовное училище, а потом в Нижегородскую духовную семинарию. Многие его современники говорили, что всем своим видом он производил впечатление спокойного, благовоспитанного юноши.

«Едва перешагнув порог двадцатилетия, он стал властителем дум целого поколения, а его ранняя смерть обсуждалась в газетах не меньше отмены крепостного права. Чернышевский объявил его мучеником режима и "главой литературы", а позже списал с него героев своих романов о "новых людях"» – пишет автор его ЖЗЛ Алексей Вдовин.

В 1853 году Добролюбов переехал в Петербург и поступил в Педагогический Институт, а уже в следующем году у него умерли оба родителя. Критик тяжело переживал это, духовный перелом, случившийся в то время, он назвал «подвигом переделыванья» себя.

-2

То ли сказался перелом, то ли окружавшие юного критика обстоятельства, но Добролюбов начал писать политические стихотворения. С того момента у него начались проблемы с руководством института, во многом из-за того, что критик стал разделять радикальные антимонархические взгляды. В 1855 году по его инициативе вышла нелегальная газета «Слухи».

Позже Добролюбов познакомился с Чернышевским, в тот же 1856 год у него вышла первая статья в «Санкт-Петербургских ведомостях» . Публикации пошли как по маслу: после ведомостей Добролюбова ждал «Современник», в котором он стал руководить одним из отделов. Институт юный критик окончил, но за вольнодумие его лишили золотой медали.

3. Яркий шестидесятник (1840–1868)

"Лучом света в темном царстве" он посчитал не Катерину из "Грозы", а Базарова. Он критиковал многих героев, которых боготворили другие критики, и был одним из тех, кто одобрял Базарова, пока другие его критиковали. Таким был Дмитрий Писарев.

Способности проявлялись с детства. В четыре года он свободно читал на русском и французском языках, чуть позже изучил и немецкий. В 16 лет будущий критик окончил Третью Санкт-Петербургскую гимназию, потом историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Ему еще не исполнилось 20 лет, но Писарев уже отвечал за библиографический отдел в журнале «Рассвет». А с 1861—1866 работал критиком и фактически был идейным руководителем журнала «Русское слово».

-3

Писарев решился на то, на что, возможно, не решались Добролюбов и Белинский – написал прокламацию «О брошюре Шедо-Ферроти» с призывом к свержению самодержавия. Причем, написал, что это «составляет единственную цель и надежду всех честных граждан России».

Следовательно, с 1862 года по 1866 год Писарев отбывал заключение в Петропавловской крепости. После освобождения писал для журналов "Дело" и "Отечественные записки". Писарев – один из немногих критиков, которые отрицали значение творчества Пушкина, считал его пройденной ступенью.