Найти тему

Почему за картину Магритта готовы платить 20 миллионов долларов?

Работу Рене Магритта «Шестнадцатое сентября» продали на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 19,6 миллионов долларов. Картина стала самым дорогим лотом, изначально она оценивалась от 7 до 10 миллионов долларов. 

Магритт, Шестнадцатое сентября, 1957 г.
Магритт, Шестнадцатое сентября, 1957 г.

«Шестнадцатое сентября» - самая большая картина бельгийского художника (162 на 130,2 сантиметров). Она была написана в 1957 году. В это время Магритт находился на пике популярности: с появлением поп-арта его картины начали выставляться в Бельгии, Франции и Великобритании, США и Италии, а образы вошли  в массовую культуру. Однако так было не всегда, большую часть жизни Магритт оставался непризнанным. Его не принимали даже, казалось бы, соратники — сюрреалисты. Всему виной ни на что не похожий стиль художника. 

Рене Магритт, Возвращение, 1940 г
Рене Магритт, Возвращение, 1940 г

Как возник неподражаемый стиль Магритта?

Рене Магритт родился в 1898 году в бельгийском городе Лессин. Он начал рисовать в 12 лет. «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой», — писал Рене. Во время Первой мировой войны мальчик бросил школу и переехал в Брюссель, а в 17 лет поступил в Королевскую Академию изящных искусств. У Магритта был талант, он много писал, но академию посещал редко и через два года бросил учебу. 

Первые шаги

Прежде чем прийти к сюрреализму, Магритт опробовал многие новые направления. В 1916 году стал одним из сподвижников только что появившегося дадаизма. Уже через год вместе с другом устроил первую выставку и начал издавать дадаистский журнал. Потом увлекся кубизмом и футуризмом. 

Что все-таки с сюрреализмом?

Первая встреча Магритта с сюрреализмом, то есть магическим реализмом, произошла в 1923 году, когда он увидел картину Джорджо де Кирико «Любовная песнь». Этого художника называют предшественником сюрреалистов: он, совмещая несовместимое, вкладывал в неодушевленные предметы особое значение, чтобы, как говорил художник, раскрыть их истинный замысел. «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приемы традиционной живописи… Это было новое зрение, вооружившись которым, зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира», - писал Магритт об этой картине.

Джорджо де Кирико, Любовная песнь, 1914 г.
Джорджо де Кирико, Любовная песнь, 1914 г.

Постепенно художник изменил свою живописную манеру: он начал выделять детали предметов. Благодаря этому работы стали более объективными, отстраненными и обезличенными. Характерные черты стиля Магритта отразились в «Ноктюрне» 1925 года.

Рене Магритт, Ноктюрн в стиле сюрреализм, 1925 г.
Рене Магритт, Ноктюрн в стиле сюрреализм, 1925 г.

Но первая работа, которую сам художник назвал сюрреалистической — «Потерянный жокей», написанный в 1927-ом. В этом году Магритт переехал в столицу художников — Париж. Там он начал изображать разные предметы, сопровождая нарочито неверными надписями: сумку — небом, лист — столом, а знаменитую курительную трубку — словами «это не трубка». Он считал, что картина не будет законченной без косвенно подходящей к ней подписи. 

Другой прием, появившийся в то же время, — изображение метаморфоз: предметы постепенно превращаются во что-то другое. Например, обнаженная женщина на картине «Открытие» — в деревянную скульптуру. С 1928 года на полотнах сюрреалиста появляются обмотанные тканью или скрытые за различными предметами головы — одни из самых узнаваемых образов в творчестве Магритта. 

В 30-ые годы, самые финансово трудные для художника, Магритт достиг пика своей творческой мысли. Он писал мало, но все работы были наполнены особым смыслом: каждый раз он будто «решал теорему», стремясь найти связанное с предметом свойство, которое на первый взгляд кажется странным. Например, яйцо в птичьей клетке, изображенное на картине «Избирательные сходства», дыра в двери на полотне «Любовная перспектива».

Рене Магритт, Избирательные сходства, 1933 г.
Рене Магритт, Избирательные сходства, 1933 г.

Однако в обществе сюрреалистов бельгийского художника не приняли. Он был бунтарем и создавал свои правила в искусстве, которые, как казалось многим, не подчинялись здравому смыслу. Его полотна были рассчитаны на интеллектуального зрителя: заставляли думать и требовали нестандартного мышления. Но эти особенности сделали художника уникальным. Его стиль узнаваем, а известные во всем мире работы уходят с аукционов за огромные деньги.

Автор: Дарья Мартыненко

О стиле какого художника вы хотите узнать? Оставляйте в комментариях.