Найти тему
Русский анализ книг

Сталин подарил ему автомобиль, а он забыл сказать спасибо

К началу 1939 года команда Яковлева по собственной инициативе построила новый самолет, который получил название ББ – ближний бомбардировщик. Машина показывала скорость 560 км/ч, что было превосходным результатом по тем временам.
После того, как все испытания прошли успешно, авиаконструктора вызвали на прием к Сталину. Вот тут и произошел случай, из-за которого Яковлев потом сильно переживал. Слово автору воспоминаний:

«Прошло несколько лет с момента моего знакомства со Сталиным на Тушинском аэродроме. За это время мне приходилось видеть его на официальных заседаниях в Кремле, но теперь я шел по его личному вызову.
...Точно в назначенное время меня пригласили пройти в кабинет. Там кроме Сталина были Молотов и Ворошилов. Все трое со мной тепло поздоровались.

...Сталин, Молотов и Ворошилов очень интересовались моей машиной ББ и все расспрашивали, как же это удалось при таких же двигателях и той же бомбовой нагрузке, что и у СБ [скоростной бомбардировщик Туполева, стоявший на вооружении], получить скорость, превышающую скорость СБ. Я объяснил, что здесь все дело в аэродинамике, что СБ проектировали 5 лет тому назад, а наука за это время продвинулась далеко вперед. Кроме того, нам удалось свой бомбардировщик сделать значительно легче, чем СБ.
Было решено запустить ББ в серийное производство.

После того как был решён ряд вопросов о моей дальнейшей работе, Ворошилов что-то написал на листочке бумаги и, лукаво поглядывая на меня, показал Сталину, который, прочтя, кивнул головой в знак согласия. Тогда Ворошилов прочитал текст ходатайства перед Президиумом Верховного Совета о награждении меня орденом Ленина, автомобилем ЗИС и премией в сто тысяч рублей. Это ходатайство тут же все трое подписали.

ЗИС-101 - в те времена автомобиль высшего класса
ЗИС-101 - в те времена автомобиль высшего класса

Я никак не ожидал такой награды и так растерялся, что даже не поблагодарил. Единственно, что я еще нашёлся сказать, это то, что работал не я один, а целый коллектив, и что награждать меня одного было бы несправедливо. На это Сталин ответил, что нужно немедленно представить список моих сотрудников, которые работали над новой машиной, чтобы их также наградить.

После того со мной тепло, дружески попрощались, пожелали дальнейших успехов в работе и отпустили. Встреча с товарищем Сталиным оставила во мне глубокое впечатление и имела громадное значение для меня и для моей работы.

…Утром на заводе я составил список работников, заслуживающих награждения. Утомленный радостными переживаниями и бесконечными поздравлениями, я в тот день рано лег спать и сразу же крепко заснул.
Разбудил меня телефонный звонок:
— Конструктор Яковлев? Говорят из секретариата товарища Сталина. Позвоните товарищу Сталину, он хочет с вами говорить.
И дали мне номер телефона.
Что могло случиться? Я в смятении набираю этот номер и слышу уже знакомый голос:
— Здравствуйте. Передо мной лежит список ваших конструкторов, представляемых к награде орденами. Вы, кажется, забыли летчика. Что-то я его здесь не вижу.
— Как же, товарищ Сталин! Летчик там есть, он представлен к награде орденом Ленина.
— Ах, верно, верно! Это я, значит, пропустил. А как дела у вас?
— Хорошо, товарищ Сталин.
Вот тут бы и поблагодарить за награду — такой удобный случай! — а я снова повторяю:
— Все в порядке.
— Ну, если в порядке — хорошо. Будьте здоровы, желаю успеха.
И, только положив трубку телефона, я понял, что опять сделал оплошность и не поблагодарил за награду.
Меня это страшно мучило.

Товарищ Сталин, и не думавший обижаться
Товарищ Сталин, и не думавший обижаться

Через несколько дней Сталин вновь меня вызвал. Тут я уже нашёлся и стал его благодарить и за себя и за свой коллектив. Я сказал ему, что эта награда не по нашим заслугам, что впредь мы, конечно, постараемся оправдать её.
Сталин ответил, посмеиваясь:
— Что ж благодарить? Если человек хорошо работает и заслужил награду, что ж благодарить? Сами себя и благодарите».

Как видим, Сталин не был злопамятным или обидчивым человеком. Растерялся молодой конструктор, не поблагодарил (причем дважды) – ничего страшного. Сталин не придал этому значения совершенно. Кроме того, он охотно согласился наградить коллег Яковлева и даже проверил, не забыл ли тот никого.

Что касается награды – она, безусловно, заслуженна. Яковлев проявил инициативу и создал превосходный, нужный государству самолет. Таких людей Сталин жаловал и ни денег, ни званий для них не жалел (в разумных пределах, конечно).

Ну а Яковлев написал обо всем этом в своих 1-ых мемуарах (1950г.), а в следующих (1967г) уже нет. В них он опускает эпизод со своими переживаниями и пишет: «Я, кажется, даже не поблагодарил...» Цензура, как видим, не дремала.

Александр Сергеевич Яковлев
Александр Сергеевич Яковлев

Источник: Яковлев А. С. Цель жизни. — М.: Политиздат, 1973.
Яковлев А. С. Рассказы конструктора. — М.: Воениздат МВС СССР, 1950.

Читайте также: Маршал Голованов: Сталин заботился о подчиненных. Некоторые пытались этим пользоваться.
В мемуарах оживает история. Если Вам понравился этот пост, прошу поддержать лайком и подпиской на канал. Впереди много интересного!