Найти в Дзене
У истории за пазухой

Антиалкогольные кампании в СССР. Агитационные плакаты

Оглавление

Согласно идеологии, лежащей в основе государственного устройства СССР, советский человек должен вести исключительно трезвый образ жизни. Пьянство мыслилось как порок, который присущ старому буржуазному миру. В новом же коммунистическом обществе алкоголизм, по идее, невозможен в принципе, так как причины, которые его порождают (классовая эксплуатация, социальное неравенство, тяжёлые жизненные условия), в нём отсутствуют.

Основоположники марксизма-ленинизма. Изображение из открытого источника
Основоположники марксизма-ленинизма. Изображение из открытого источника

Несмотря на однозначную идеологическую установку, отношение государства к пьянству на практике не являлось чем-то строго определённым. Политика правительства в этом вопросе постоянно менялась в зависимости от складывающейся социальной и экономической ситуации. Вместе с политикой менялась и антиалкогольная пропаганда, главным оружием которой в то время был агитационный плакат. Давайте же проследим, как это было.

Первые годы советской власти

Захватив власть в государстве, большевики столкнулись с острой социальной проблемой, доставшейся им в наследство от царской России. Проблема эта заключалась в широком распространении пьянства в стране (по оценке некоторых исследователей, в предвоенные годы уровень потребления алкогольных напитков колебался от 4 до 7 литров на душу населения в год).

Первое, что новое правительство сделало в этом направлении, — решительно подавило все локальные вспышки пьяной анархии. Были созданы специальные комитеты, которые боролись с гражданскими беспорядками, связанными с погромами винных складов. Следующим шагом стала активная борьба с пьянством в целом. Особое внимание было уделено мероприятиям, направленным против самогоноварения, которое резко возросло ещё в годы Первой мировой войны и процветало вплоть до середины 20-х годов.

На борьбу с самогоном! https://repository.duke.edu/dc/russianposters/rpcps03025
На борьбу с самогоном! https://repository.duke.edu/dc/russianposters/rpcps03025

Однако вся борьба на этом этапе не имела системного характера и представляла собой желание уничтожить проблему на корню, а не попытку её решения. Пьяницы фактически приравнивались к врагам революции, которым в соответствии с декретом «Социалистическое отечество в опасности!» грозил расстрел. Такая радикальность во многом была продиктована условиями военного времени. С переходом к мирной жизни и сопутствующей ей новой экономической политике, отношение к проблеме изменилось.

В 1924 году правительство в поисках путей выхода из экономического кризиса, охватившего страну, решило ввести в стране винную монополию. Эксплуатация доходов от продажи алкоголя воспринималась властями, как временная мера, которая будет действовать до тех пор, пока у государства не появятся более подходящие источники дохода. Начиная с этого времени пьяницы стали рассматриваться уже не как контрреволюционеры, а как слабые, опустившиеся люди, носители буржуазных пережитков.

С целью искоренения этих самых пережитков в конце 1920-х годов была развёрнута целая пропагандистская кампания. Помимо проведения различных мероприятий (демонстраций, выставок, санитарных рейдов, «киноэкспедиций» и т. д.), призванных привить населению здоровый образ жизни, в ходе неё была также создана серия агитационных плакатов, которые должны были сформировать у граждан стойкую нетерпимость ко всему, что связано с алкоголем.

Сталинская эпоха

Начиная с 1930-х годов отношение правительства к этой проблеме стало меняться. Становилось ясно, что совершить индустриальный скачок не получится, если не изыскать какие-то дополнительные источники пополнения государственной казны. В итоге глава государства И. В. Сталин решил прибегнуть к такому действенному экономическом приёму как массовое увеличение производства алкоголя.

Тогда же ассортимент алкогольных напитков был заметно расширен: водка стала разных сортов, появились новые марки вин, в 1937 году с конвейера сошла первая бутылка «Советского шампанского». Неудивительно, что прежняя практика профилактических и воспитательных антиалкогольных мероприятий была прекращена. Более того, снова, как в дореволюционные времена, заговорили о «культурном питие» и «пользе умеренного употребления», стала использоваться реклама алкогольной продукции.

Так как открыто говорить о пороках стало не принято, изображения пьяниц и демонстрация других неприглядных черт советской жизни в тот период исчезают с плакатов. Существующие проблемы извлекаются из публичной плоскости, их обсуждение теперь не выходит за пределы коммуналок и специализированных медицинских учреждений.

Хрущёвская оттепель

После окончания Великой Отечественной войны в стране наблюдался значительный рост потребления спиртного: в 1960 году советские граждане стали пить в два раза больше, чем в предвоенные годы (4 литра на душу населения против 2 литров). Причины такой негативной динамики отчасти объясняются увеличением производства алкоголя вкупе со снижением цен на водку, отчасти — появлением у людей некоторого количества свободных денег и отсутствием подходящих форм досуга (при сохранении относительно низкого общего уровня жизни).

Подобные тенденции не оставались незамеченными властной верхушкой. Во времена Н. С. Хрущёва, известного своей кипучей, во многом беспорядочной деятельностью, в 1958 году была осуществлена попытка провести очередную антиалкогольную кампанию. Такое решение было вызвано весомым увеличением количества преступлений, возникающих на почве алкогольного опьянения; негативным влиянием алкоголизма на продуктивность труда и общие экономические показатели; а также отрицательным отношением к алкоголю значительной части населения страны.

Приступая к кампании, правительство старалось избегать решительных мер, так как справедливо опасалось, что они могут вызвать недовольство в народе, не говоря уже о том, что государственный бюджет при таком раскладе обязательно бы лишился значительной суммы денег. Именно из-за двойственности всей этой ситуации кампания, по сути, свелась лишь к борьбе с изготовителями суррогатной продукции, которая, впрочем, ни к чему толковому не привела.

Во времена оттепели снова вернулись к плакатной теме. Так как причины пьянства теперь связывались не с буржуазными пережитками, а с тяжёлыми последствиями войны, плакаты того времени были более сдержанными, чем в предшествующий период.

Брежневский застой

В 1970 году уровень потребления алкоголя вырос до 7 литров на душу населения, в 1980 году эти показатели и вовсе стали устрашающими — 9 литров. И это только согласно официальной статистике, реальные цифры были гораздо выше, с учётом того, какое распространение получили изготовление самогона и употребление всяких нецелевых жидкостей вроде одеколона. Продолжать закрывать глаза на проблему правительство просто не могло — нужно было что-то предпринимать или хотя бы создать видимость какой-либо деятельности.

Новая антиалкогольная кампания официально началась в 1972 году и свелась к следующим мероприятиям: некоторому повышению цен на спиртное; прекращению производства водки крепостью более 40 градусов; ограничением времени торговли крепкими напитками в промежуток с 11 до 19 часов; созданием сети лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП).

К компании была подключена и общественность. Её деятельность свелась к ряду бессистемных и малоэффективных мероприятий, вроде издания стенгазет, организации специальных собраний, товарищеских судов, досуга в выходные дни и т. п. Среди прочего создавались и тематические агитационные плакаты, исполнение которых становилось всё более и более абстрактным.

Перестройка

Большого результата эти меры не возымели. Поэтому уже во времена правления М. С. Горбачёва была развёрнута ещё одна антиалкогольная кампания — именно ей было суждено отложиться в народной памяти больше других, во многом из-за появления благодаря ей огромных очередей.

Старт ей был дан в 1985 году: производство алкоголя было заморожено; цены на водку снова повышены; количество магазинов, торгующих спиртным, резко сократилось; продажа была разрешена только в промежуток с 2 до 7 часов вечера — в очень неудобное для работающего человека время. Кампания также запомнилась введением суровых наказаний для всех, кто появлялся на людях в нетрезвом виде; попыткой привить народу традицию «безалкогольных свадеб», созданием «зон трезвости» и массовой вырубкой виноградников.

1987 году из-за появления большой дыры в бюджете, было решено эту компанию постепенно сворачивать. Её результаты оказались достаточно противоречивыми. С одной стороны, снизился рост преступлений на почве пьянства, увеличилась средняя продолжительность жизни мужчин, повысилась рождаемость, с другой — увеличилась смертность от суррогата, в стране появилось много токсикоманов и наркоманов, расцвела теневая экономика, доверие народа к власти было сильно подорвано. При этом надо учитывать, что негативные последствия этих преобразований стали одной из причин последующего развала социалистической экономики, а значит в определенной степени — и краха всего Советского Союза.

Общая проблема антиалкогольных кампаний, которые то и дело велись в СССР, заключалась в том, что правящая верхушка, по сути, пыталась бороться не с пьянством, а с пьяницами. Инициаторы у власти смотрели на людей, злоупотребляющих алкоголем, как на олицетворение пороков далёкого прошлого, которые нужно выметать поганой метлой. В то время как в народе к пьяницам относились более снисходительно и понимающе: их могли считать даже ничтожными и опустившимися людьми, но всё равно это были «свои» люди — в отличие от власти, которая этот народ куда-то направляла, постоянно призывала к чему-то, но по-настоящему «своей» никогда не была.

Антирелигиозная пропаганда в СССР. Плакаты и карикатуры
Почему «кукурузный проект» Хрущёва провалился
СССР
2461 интересуется