Министерство финансов не видит перспектив для новой программы с МВФ в 2020 году. Стороны не могут сойтись по скорости действий: от белорусских властей хотели бы видеть более быстрые реформы в государственном секторе и более активное повышение тарифов на услуги ЖКХ.
Какое значение для белорусской экономики будет иметь отсутствие кредита МВФ с учетом того, что подвисли и российские субсидии на следующий год.
«Будет сложно удержать макроэкономическую стабильность»
Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук в комментарии UDF.BY отметил, что, на его взгляд, главная причина отказа белорусских властей от сотрудничества с МВФ – отсутствие политической воли.
«Нет политической воли в год президентской кампании реформировать госсектор. А МВФ – не та организация, которая будет настаивать на помощи. Когда в Беларуси начнут выполнять базовые гигиенические требования в отношении экономической политики, тогда и с МВФ будет проще работать, и с другими частными лицами и инвесторами. А так получается, что мы все поставили на карту одного вектора.
И подошло время что-то сделать, но политической воли нет. Хотя тот же Лукашенко сказал, что надо приватизировать убыточные колхозы, а то же правительство неоднократно говорило, что нечего столько кормить госпредприятия, что все должны жить и работать в равных условиях. Но пока за этими декларациями не стоит ничего конкретного», – отметил Романчук.
Экономист, считает, что «2020-й год станет очередным годом популизма».
«Думаю, будет сложно удержать макроэкономическую стабильность из-за популистских мер по повышению доходов населения и сдерживанию цен накануне президентских выборов. Если в этом году номинальная зарплата уже выросла на 14%, то, так понимаю, такой же тренд (может быть, не так интенсивно) будет сохранятся в 2020 году», – отметил Романчук.
Экономист также напомнил, что в следующем году Беларусь планирует разместить евробонды на сумму более $1 млрд.
«Беларусь хаотично берет очень дорогие деньги. И, естественно, за это будем расплачиваться все мы. В том числе, в виде более высоких налогов. Сегодня местные районные власти в 1,5-2 раза повышают налоги на землю и недвижимость на 2020 год.
Вероятно, из центра им дали понять: денег больше не будет, ищите у себя. Этот факт – предвестник того, что ситуация в 2020 году серьезно ухудшится», – считает руководитель научно-исследовательского центра Мизеса.
«Причин для резкого спада и падения я не вижу»
Экономист Лев Марголин в комментарии отметил, что кризиса в белорусской экономике в связи с последними известиями не ожидает.
«Я бы больше говорил не о спаде в экономике, а о стагнации. Я думаю, она сохранится в будущем году, и не только потому, что нет программы с МВФ, нет российской помощи. А просто потому, что нет реформ в экономике и инвестиций. А когда их нет, то нет и роста. Причин для резкого спада и падения я не вижу», – сказал Марголин.
Как белорусские власти в таких условиях будут задабривать электорат накануне президентских выборов? Экономист напомнил о задаче правительства довести зарплату бюджетников до 80% от средней по стране. Марголин считает, что все этим может и ограничиться.
Где еще белорусские власти могут найти кредиты кроме как у России и МВФ?
«Я думаю, что это будут не кредиты. Вероятно, в основном это будут размещения облигаций на мировых рынках. С кредитами действительно напряженка и, наверное, в ближайшее время их ожидать не приходится», – подчеркнул экономист.
Стагнация от Всемироного банка.
Всемирный банк понизил свой прогноз роста экономики Беларуси в 2019 году с 1,8% до 1%, говорится в материалах ВБ, представленных на пресс-конференции в Минске 28 ноября.
На 2020 год прогноз снижен с 1,3% до 0,9%, на 2021 год - до 0,5%.
Пересмотр осуществлен "на фоне ожидаемого ухудшения внешних условий, ограниченных возможностей для стимулирования спроса, а также неопределенностью в отношении белорусско-российских переговоров по вопросам дальнейшей экономической интеграции и оказания двусторонней финансовой поддержки".
В связи со сложной ситуацией в реальном секторе бюджет был вынужден оказывать поддержку предприятиям: ассигнования бюджета на эти цели увеличены на 10% и достигли $600 млн, что составило около 2% ВВП. Такие данные привела экономист Всемирного банка Марина Сидоренко на пресс-конференции
Экономист отметила, что доля проблемных кредитов в банковском секторе увеличилась — с 3,5% в мае 2018 года до 5,5% в сентябре 2019 года.
Данные макроэкономической статистики говорят о том, что в Беларуси рост ВВП замедлился до 1% за 9 месяцев в сравнении с 3,8% за аналогичный период 2018 года. Чтобы понять причины замедления роста, нужно проанализировать компоненты ВВП. Основным вкладом в рост ВВП было конечное потребление домохозяйств: за полугодие его вклад составил 5,6%. Также на динамику ВВП оказал влияние рост зарплат — на 7,6% за 9 месяцев. Примечательно, что зарплаты росли быстрее, чем производительность (+1,5%). Зарплата начислялась и выплачивалась по социальным соображениям.
По оценке ВБ, негативно на рост ВВП повлияло сокращение экспорта: за полугодие он сократился на 3% в денежном выражении в сравнении с ростом на 18% за аналогичный период 2018 года. При этом экспорт в ЕС и вне СНГ сократился на 17,3% и на 8,7% соответственно, в то время как товарный экспорт в РФ и в СНГ вырос на 3,7% и 1,6% соответственно.
В приросте ВВП заметен вклад 4 отраслей — промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства: на них пришлось 50% прироста ВВП. Еще 50% прироста обеспечила такая отрасль как информация и связь.
Индивидуально каждая отрасль росла меньше единицы, а в некоторых отраслях наблюдалась стагнация. Это обусловлено слабым финансовым состоянием предприятий: они либо не могут выпускать конкурентоспособную продукцию, либо не могут динамично развиваться.