Рекомендации ученикам 11 класса.
Приближается итоговое «декабрьское» сочинение. Темы по всем направлениям разобраны на уроках, с репетиторами; «нужные» произведения перечитаны или прочитаны впервые; осталось ответить на вопросы, возникшие в процессе подготовки к сочинению.
Использовать ли стихи для аргументации в декабрьском сочинении?
Можно или нет использовать лирику в декабрьском сочинении?
В критериях оценивания итогового сочинения (Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала) сказано: «Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы». Следовательно, использовать можно и прозу, и лирику, и драматургию. Кроме художественной литературы разрешается привлекать публицистику, дневники, мемуары.
«Плюсы» использования лирики в качестве аргумента в сочинении
1. Стихи по объёму гораздо меньше прозаического произведения – при подготовке к сочинению стихотворение можно прочитать быстрее, чем рассказ, повесть, роман, пьесу.
2. Стихов о любви (направление «Он и она») и о войне (направление «Война и мир») много. Пару строк сможет вспомнить каждый: «Я вас любил…», «Скажи-ка, дядя, ведь не даром…» и тому подобное.
«Минусы» использования лирики в качестве аргумента в сочинении
1. Обращение к лирическим произведениям (в отличие от прозы) традиционно предполагает цитирование, то есть дословное воспроизведение текста. Многие ли выпускники способны не переврать текст, правильно расставить знаки препинания?
2. Многие школьники имеют только общее представление о конкретном стихотворении, то есть читали или слышали его когда-то. Это приводит к фактическим ошибкам, неверной трактовке произведения, искажению идеи стихотворения.
3. В любом стихотворении есть сюжет, но далеко не всегда школьники способны внятно передать этот сюжет. При этом в сочинении не нужен пересказ произведения, нужен анализ. В итоге обращение к лирике сводится к упоминанию автора и названия стихотворения, а далее идут общие фразы, «вода».
Вывод: использовать лирику для аргументации в итоговом декабрьском сочинении можно, но лишь в том случае, если ученик хорошо владеет анализом лирического произведения (например, будет сдавать экзамен по литературе).
Уважаемые читатели! К выводам, изложенным в статье, меня привёл многолетний опыт чтения сочинений старшеклассников. Но это лишь моё мнение, а не официальная позиция.
Уважаемые читатели! Любите книги? Хотите читать в Дзене о писателях, о развивающих играх, о подготовке к урокам русского языка и литературы? Давайте дружить! Подписывайтесь. Будем обсуждать прочитанное, спорить и при этом жить дружно))
Читайте статью "Как воспитать оптимистичного ребёнка"
Хорошего дня и приятного вечера!