Куда только не заносит нелёгкая руссо туристо! Иногда и сама не понимаешь, как здесь оказалась.
Так случилось у меня с Люксембургом: сначала приехала, а уж потом начала разбираться, куда и зачем.
Что мы знаем о Люксембурге? Правильно: что он маленький. Крошечное, карманное государство, граничащее с Бельгией, Германией и Францией. Более продвинутые, пожалуй, добавят ещё, что это герцогство.
Первое, что меня удивило: ни на улицах на подъезде к Люксембургу, ни на мосту Адольфа, где мы вышли из машины, не было ни души. Бывало, в студенческие годы на какой-нибудь многолюдной разудалой вечеринке устанешь от шумного веселья, выйдешь посидеть в тишине, потом вернёшься – а куда-то всю честную компанию смыло волной. Вот и сейчас, как тогда, захотелось с недоумением спросить: «О, а где все?»
Именно этот вопрос – «где все?» – я задавала себе, гуляя по почти безлюдным улицам.
Мост Адольфа – браслет на запястье Люксембурга. Он украшает Верхний город – историческую часть Люксембурга, – и как бы объединяет Верхний и Нижний город.
Когда стоишь на мосту, глазам открывается изящная часовая башня с острым шпилем. Можно подумать, что это какой-то средневековый замок, ан нет: это здание Центрального банка Люксембурга.
Глубоко внизу – лента автодороги, густые заросли деревьев и кустарников, карабкающиеся по скалам. Всё выглядит каким-то «невзаправдашним», как декорации к сказке.
Сразу хочу оговориться, что «игрушечность» Люксембурга вещь обманчивая. На самом деле это карликовое герцогство – одна из богатейших европейских стран. Здесь добывают железную руду, производят сталь и чугун, а в маленькой столице размещаются около 1000 инвестиционных фондов и более 200 банков – больше, чем в каком-либо другом городе мира. По уровню доходов населения Люксембург занимает четвёртое место!
Я надолго зависла в размышлениях, что же мешает России, имеющей огромные территории, залежи полезных ископаемых, бескрайние леса, потенциал для крупнейших производств, использовать всё это во благо, а не ограничиваться торговлей и мелкими шахер-махерами. В то время как громадные производственные площади и заводы стоят в развалинах и зарастают бурьяном, Россия покупает у Китая всё, начиная с техники и заканчивая сосками для грудничков.
Если карликовый Люксембург импортирует ту же нефть, природный газ и каменный уголь и живёт безбедно, возникает резонный вопрос: а мы-то всё это, имеющееся в огромных количествах, куда деваем? Даром отдаём? Где деньги, Зин?
Причём в Люксембурге, согласно Конституции, исполнительную власть практически единолично осуществляет Великий герцог. Он утверждает и обнародует законы, он командует вооружёнными силами, он заключает международные договоры, назначает на гражданские и военные должности. Да, есть премьер-министр, министры, палата депутатов. Но коль при этом обычным людям жизнь улыбается – да пусть себе резвятся министры, депутаты и Великий герцог. Имеют право.
Кстати, вот за густыми кронами деревьев выглядывают башенки изящного дворца. Это и есть резиденция Великого герцога Люксембургского.
Прежде чем направиться к дворцу, я свернула к небольшому, скромному на вид готическому собору.
Храм лаконичной архитектуры, без изысков, свойственных помпезным и мощным кафедральным соборам Праги, Парижа или Кёльна – без множества ажурных башенок и окон, устрашающих горгулий и химер, величественного фасада и порталов – оказался, тем не менее, главным кафедральным собором Люксембурга.
Когда-то это была иезуитская церковь, и построил её в 1613-1621 годах архитектор Жан дю Блок. Храм – образец поздней готики – впоследствии приобрёл элементы архитектуры Возрождения и даже мавританского стиля.
В конце XVIII века собор обрёл ценнейшую реликвию – чудотворный образ Богоматери-Утешительницы скорбящих. Святая Дева Люксембургская является покровительницей города и народа, а её образ стал местом паломничества католиков со всего мира.
Белая каменная статуя Богоматери с младенцем над входом в собор на меня произвела странное впечатление.
Воплощение образа Девы Марии весьма неординарное: она кажется какой-то неканонической и даже современной. Как бы богохульственно это ни звучало, рискну сказать, что Святая Мадонна похожа на хиппи. Судите сами, права я или нет.
Внутреннее убранство церкви также показалось достаточно простым, особенно в сравнении с теми величественными соборами, которые мне доводилось видеть прежде.
Пожалуй, самый яркий акцент – витражи. Они как бы подсвечивают тёмный купол всеми цветами спектра, излучая рассеянное сияние под тёмными сводами храма.
Витражи – очень высокие и узкие, и густо-густо расписаны библейскими и религиозными сюжетами, отчего становятся похожи на картинки калейдоскопа.
Прогуливаясь по Люксембургу, я оказалась на площади, чистой и пустынной, как всё в этом городе. Посередине площади на круглом постаменте с четырьмя ступенями – бронзовая скульптура женщины.
Как выяснилось, площадь называется Clairefontaine, а бронзовая статуя – это памятник Шарлотте, Великой герцогине Люксембургской. Шарлотта Адельгонда Элиза Мария Вильгельмина Люксембургская встала во главе государства в 1919 году после отречения своей старшей сестры Марии-Аделаиды.
В период правления герцогини Шарлотты Люксембург вошёл в экономический союз с Бельгией, пережил период процветания и экономический спад. В годы Второй Мировой войны правящее семейство покинуло Люксембург незадолго до немецкой оккупации, и герцогиня управляла Люксембургским правительством из Лондона, а в апреле 1945 года вернулась на родину и совершила поездку по регионам, пострадавшим в войне.
Читайте также:
Шарлотта Люксембургская была очень любима своим народом. В 1964 году она отреклась от власти в пользу старшего сына Жана. Герцогиня умерла в 1985 году и похоронена в усыпальнице собора Нотр-Дам де Люксембург. С её смертью прекратила существование Нассауская династия.
А вот и площадь Гийома II – центральная площадь Люксембурга. Кафедральный собор совсем рядом, его острые высоченные шпили вонзились в небо и невольно отвлекают внимание.
Когда-то на этом месте находился монастырь францисканцев, позднее разрушенный. Теперь на площади возвышается двухэтажное здание ратуши и конная статуя Гийома II.
Дошла я и до дворца Великих герцогов (люксемб. Groussherzogleche Palais, фр. Palais grand-ducal) – официальной резиденции правящего семейства.
Здание строилось как ратуша в период 1572-1773 гг., пострадало при обстрелах и оккупации французами сначала в XVI, затем в XVIII веке, в связи с чем было восстановлено и расширено.
Вообще всё это для непривычного глаза и уха выглядит как минимум странно.
Стража Великого герцога осуществляет церемониальную охрану дворца.
Великий герцог и Великая герцогиня имеют свиту.
Во дворце есть Бальный зал для государственных банкетов в честь гостей Великого герцога и Великой герцогини.
В Сочельник Великий герцог поздравляет своих подданных с наступающим Рождеством из Жёлтой комнаты.
А лавочки и магазинчики вокруг резиденции заполонены открытками с изображениями Великого герцога в окружении членов правящего семейства: Великой герцогини и наследников.
Мне трудно представить, кто захотел бы это купить. И зачем. Представьте, приехали вы в Люксембург и приобрели фотографию Великого герцога. А потом что с ней делать?
Повесить на видном месте над кроватью? Нет.
Спрятать в золотой конвертик и доставать время от времени, чтобы любоваться долгими зимними вечерами? Нет.
Подписать «Поздравляю с Днём защитника Отечества!» и отправить дядюшке в Сольвычегодск? Не думаю, что дядюшка растрогается, скорее, позвонит и спросит: что за чёрта в орденах ты мне прислала, кто такой этот наутюженный пижон, у тебя что с ним, всё серьёзно?
В общем, не исключаю, что герцог и герцогиня вполне милые люди, но почему такая ажитация – понять не могу. Герцог да герцог.
Продолжая свою прогулку по городу, улыбчиво дремлющему под осенним солнцем, я вдруг услышала звуки духовой музыки. Пошла на звук и вскоре поняла, где собрались жители Люксембурга.
На небольшой крытой сцене играл духовой оркестр, а вокруг стояли люди: молодёжь, семьи с детьми, пожилые. В воздухе, пронизанном солнечными бликами, витала атмосфера отдыха, спокойной радости. Именно здесь, как нигде до этого, я почувствовала дух маленького государства, где всё так чисто и респектабельно, где устои незыблемы, жители говорят на четырёх языках, вежливы и доброжелательны, и где в выходные, закончив рабочую неделю, они собираются вместе, чтобы послушать музыку, уютные бархатные звуки которой медленно плывут по узким улочкам.
Вас может заинтересовать:
Ранее:
Далее:
✅©ГалопомПоЕвропам