Чем ближе католическое Рождество и Новый год, тем чаще в мыслях начинают порхать снежинки, кружиться метелица, качаться ёлочные шары, оживать сказочные персонажи Гофмана – Щелкунчик и Мышиный Король, студент Ансельм и голубоглазая Вероника, маленький и злобный крошка Цахес…
Сказка живет в Зальцбурге, австрийском городе у подножья Альпийских гор. Мы прогуляемся по улицам, где, кажется, она летает, где всё овеяно её светлыми крыльями.
Я ехала в Зальцбург из Венеции, и на глазах свершался обратный переход: от зелёных кудрявых гор, виноградников и яркого солнца – к аскетичной красоте суровых горных вершин, спокойным озёрам, часовням на холмах и аккуратным домикам со скатными крышами.
Зальцбург с первых минут оставляет ощущение чего-то неправдоподобного, как будто вокруг не настоящий город, а декорации. Представьте обычные чистые улицы, невысокие дома, машины, припаркованные у обочины, административные здания, флаг Евросоюза….
И вдруг среди всего этого, современного, понятного, привычного глазу – заснеженные вершины. Шпиль церквушки. Замок на холме.
Переводишь глаза с флага Евросоюза на замок. С машин у обочины – на вершины Альп.
Сознание трещит, искрит, ломается: где реальность? Потому что для стоящих в ряд на берегу реки Зальцах разноцветных жилых домов реальность одна. А для замка, часовенки, Альпийских вершин – другая.
Пока левое и правое полушарие пытались примириться, на фоне гор и часовни промчался скоростной поезд, полушария вдрызг разругались, и я подумала: хорошо, пусть так. В этом городе, наверное, сошлись временные пояса, прошлое и настоящее соединились, а может быть, вообще исчезли рамки реальности и рамки времени, поэтому я буду просто верить глазам и постараюсь существовать здесь вне всяких рамок.
На левом берегу Зальцаха расположен Старый город.
Он ограничен берегом реки с одной стороны и горами Мёнхсберг (горы монахов) и Фестунберг (горы крепости, где высится замок Хоэнзальцбург) с другой стороны.
В моем детстве были такие книжки-раскладушки: открываешь её, и, как по волшебству, со страницы встают домики и замки, прекрасные сады и дворцы, сказочные златокудрые принцессы, Волк и Красная Шапочка. Так и панорама Старого города возникает перед глазами внезапно, будто ты открыл книгу чудес.
На правом берегу, словно в пику каменным стенам Хоэнзальцбурга и куполам Кафедрального собора, расположился Новый город, его современные здания, светящиеся витрины магазинов. Смотришь на Старый город – и ты в сказке. На Новый – возвращаешься в настоящее.
Берега реки соединяет Makartsteg – мост для пешеходов и велосипедистов. Заграждения моста с обеих сторон густо-густо увешаны замочками, которые оставляют влюбленные со всего мира как символ крепости и нерушимости любви.
Чем больше я углублялась в сплетение улиц Старого города – немноголюдных, где стены зданий гулко отражают звуки шагов – тем больше погружалась в мистическую атмосферу.
Смеркалось, горели фонари, и, казалось, маленький уродец Циннобер бежит впереди, стуча каблучками своих ботинок. Его юркие глазки смотрят на меня, он ехидно улыбается и потирает руки, а его покровительница, добрая фея Розабельверде, в сверкающем белом одеянии, опоясанная алмазным поясом, с белыми и красными розами, вплетенными в темные локоны и с крыльями за спиной, тихо слетает вниз, оберегая своего любимца.
Где-то близко, скрытый арками, кто-то играл на флейте. Её нежные звуки разносились под сводами арок, и, казалось, я сама становилась невесомой и уносилась вслед за божественными звуками куда-то далеко-далеко. Улицы города, где родился Моцарт, словно убаюкивали в своих объятиях, а флейта выводила свою чудную мелодию, прозрачную, как хрустальные капли воды.
А потом мы увидели флейтиста, и стояли, забыв обо всем, в мягком свете арок и слушали, слушали, завороженные музыкой.
Так, сопровождаемые своими тенями и эхом собственных шагов, через Соборные арки мы вышли к Кафедральному собору Святых Руперта и Виргилия.
Парадный вход в собор ведет с небольшой площади Домплац между Старой епископской резиденцией и монастырем св. Петра.
Перед входом – скульптурная композиция XVIII века, изображающая победу Богоматери над Дьяволом.
Мраморный пьедестал олицетворяет облака, а с четырех сторон пьедестал окружают фигуры Ангела, Дьявола, Истины (Мудрости) и Церкви.
Рядом с Кафедральным собором находится одна из старейших площадей города – Капительплац. Взгляд сразу приковывает странная инсталляция (статуей назвать язык не поворачивается) посреди площади: человек на золотом шаре.
Человек этот – кондитер Пауль Фюрст, известный как создатель вкуснейших круглых шоколадных конфет с марципановой начинкой «Моцарткугель» (Mozartkugel – «моцартовский шарик»). Конфеты, прославившие своего создателя, и поныне производятся в кондитерской Фюрста в Зальцбурге, а сам Пауль Фюрст, стоящий на огромной конфете, увеличенной в 80 раз, увековечен в весьма необычной скульптуре.
Здесь же, на площади Капительплац, сохранился фонтан XVII века с мраморной балюстрадой и округлой нишей, в которой римский бог моря Нептун держится за гриву коня.
Над площадью главенствует каменная громада крепости Хоэнзальцбург, возвышаясь на высоте 120 метров над уровнем города. В XII веке здесь был построен романский замок, от которого сохранился лишь фундамент. Замок неоднократно перестраивался, пока не превратился в мощную крепость, а свой нынешний облик в общих чертах приобрёл лишь к XVI веку.
Поблуждав по узким улочкам, со всех сторон замкнутых арками, соборами и аббатством, мы вышли на просторную Резиденцплац – главную площадь старого Зальцбурга.
Вечерняя Резиденцплац освещена огнями, тени и блики танцуют на стенах домов, Старой и Новой епископских резиденций.
Снова появляется ощущение присутствия Сказки, чей яркий хвост мелькает то в арке, то за поворотом. Кажется, ещё мгновение, из дверей выйдет Моцарт в напудренном парике, и зазвучат над площадью звуки божественно красивой музыки.
Как оказалось, в 07.00, 11.00 и 18.00 каждый день карильон из 35 колоколов, установленный на башне Новой резиденции, действительно играет мелодии Моцарта и Гайдна, и музыка плывёт к облакам, возрождая образы великих композиторов и давно минувших эпох.
Посреди площади высится её украшение – фонтан Резиденцбруннен, сооружённый в XVII веке скульптором Томмазо Гарво Аллио.
Скульптурная группа изображает трёх атлетов, стоящих на скале и окружённых четырьмя гиппокампами – мифическими существами с головой лошади, чешуёй и рыбьими хвостами. На плечах атлетов покоится громадная чаша. В чаше дельфины поддерживают раковину с мифическим тритоном, выдувающим из своего рога мощную струю воды.
В самом здании Новой резиденции находится Зальцбургский музей, а в стенах Старой резиденции – Зальцбургская художественная галерея.
Мы долго гуляли по вечернему Зальцбургу, усеянному огнями, отражающимися в водах Зальцаха.
Поразителен все-таки этот город! Пока бродишь по его старым площадям и историческому центру, все тени минувших эпох овевают тебя своими незримыми одеждами. Как только вышел на оживлённые улицы, вроде Гетрайдегассе или Линцергассе – иллюминация, витрины магазинов и окна приветливых ресторанчиков мгновенно возвращают к реальности.
На одной из улиц в маленьком магазинчике я увидела среди других прелестных вещиц крохотную деревянную скульптуру Мадонны с младенцем, сделанную так тонко, искусно и с любовью, что уйти из магазина без неё я уже не могла. Мадонна стала моим подарком маме.
Отдельно хочу рассказать о множестве магазинов, где продаются национальные австрийские костюмы. Женский вариант австрийского костюма называется дирндль (широкая юбка, блузка и фартук), а мужской – трахт, основные предметы которого – мужской двубортный пиджак и ледерхозе – мужские кожаные шорты.
В витринах можно увидеть и множество современных стилизаций, вариаций на тему австрийского национального костюма, которые так красивы и элегантны, что их можно смело отнести к образцам высокой моды.
Не скрою, я таращилась на витрины с костюмами как ребёнок, которому не купили леденец на палочке. Но цена…Каждый элемент костюма от 400-600-1000 и выше евро. «Разоримся, по миру пойдём», – с печалью в сердце подумала я и, горько вздохнув, отошла от витрин.
Зальцбург остался в моих воспоминаниях городом из волшебной книжки. Я открыла ее, и развернулись река, площади и улицы, поднялись горы и шпили церквей. Может быть, я сама оказалась на время на страницах этой чудесной книги, ходила по улицам сказочного города, летела вслед за феей Розеншён на белых крыльях и грезила под музыку Моцарта. А потом страницы книги закрылись с тихим шелестом, и город исчез...
Ещё по теме:
📌 "Величественные храмы Европы. Кёльнский собор: сны исполина"
📌 "Австрия. ВЕНА: почему не случилась любовь"
Ранее:
📌 "ПРАГА для интровертов: пришти станице - Староместска..."
Далее:
⛲ "Португальские колориты. ЛИССАБОН: три цвета. Белый. Синий. Красный"