Посмотрев на картину, можно подумать: «Какие красивые мать и сын!» Но в действительности многие забывают о профессии «кормилица». Так что на картинке изображен Луи XIV и женщина вышеупомянутой профессии.
С виду это очень мирная пара, однако кормилице приходилось туго. Второй сын монарха родился с двумя зубками, поэтому в раннем детстве он буквально протыкал грудь женщины. Стоит заметить, что на картине малыш изображён лишь с одной из кормилиц. Можно только гадать, сколько несчастных женщин постарадало.
Это можно было объяснить только наследственностью: его отец, Людовик XIV, обладал действительно поражающим аппетитом. Более того, во времена правления короля придворный церемониал стал набирать силу, а позже и вовсе достиг своего апогея. Луи XIV очень любил пиры, чего не скажешь о его зубах. К 40 годам монарх лишился их всех!
Естественно, что с таким положением дел жевать пищу стало практически невозможно. Поэтому монарх решил заглатывать пищу кусками. Трапезы Людовика XIV были прозваны «раблезианскими» за сравнение с приемами пищи обжор-великанов из сатирического романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Король даже устраивал скандалы, если кто-то упрекал его в чрезмерном потреблении пищи. Придворных можно было понять: мясо не всегда появлялось на столах у высшего сословия, однако стол Людовика XIV ломился от разнообразия мясных блюд.
Очень подробно трапезы монарха описаны в романе «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» Александра Дюмы (отца): «Людовик XIV был грозный сотрапезник; он любил критиковать своих поваров, но когда они ему угождали, то он не знал границ в своих похвалах. Сначала король съедал несколько супов, либо сливая их вместе и приготовляя что-то вроде маседуана (фр. macedoine — по-македонски, т. е. всякая всячина, пестрота), либо пробуя в отдельности и перемежая бокалом старого вина». И добавление: «Ел он быстро и довольно жадно».
Автор: Ксения Зуйлова