Вопросы «Мозгвы» — главное ее достояние. Наши игроки приходят к нам не просто поужинать и выпить, они приходят знания да удаль интеллектуальную показать! И (минутка рекламы!) суперсерьезным отношением к вопросам мы отличаемся от других квизов. В общем, вопросы у нас крутые, а те, кто их придумывает — еще круче. Наши авторы Андрей, Дина и Максим рассказывают, как они делают свое дело — мозговские задачки для ума.
Сколько вопросов вы придумываете в месяц?
Андрей: Авторы обычно делают 1-3 сценария в месяц. То есть, от 40 до 120 вопросов. Приплюсуем забракованные примерно 30%. Выходит, примерно 50-150 вопросов.
Как это происходит? Садитесь за рабочий стол и давай думать или как-то по-другому?
Максим: Для начала садитесь за рабочий стол и начинаете серфить в Интернете. Подходят многие ресурсы — от «Википедии» до «Пикабу». Обычно находятся какие-то новости, факты, шутки, которые можно выкрутить в вопрос. Еще когда смотрю фильм, читаю книгу или говорю с кем-то, часто всплывает что-то, что сгодится для вопроса. С собой, как правило, есть блокнот или телефон — туда эти идеи и записываю. Большинство потом удается превратить в вопрос.
Дина: Я вот сейчас наконец-то просмотрела все сезоны «Madmen», так что ожидайте, пожалуйста, дорогие игроки: нет-нет да и начну сыпать вопросами про жизнь Дональда Дрейпера.
Еще у меня все друзья знают, что я всегда нуждаюсь в крутых каверах, так что они всегда мне что-то кидают, а я игрокам и все счастливы (наверное).
Как вы понимаете, что вопрос хороший? И какой надо забраковать, потому что не подойдет?
Максим: Если вопрос можно разложить на ряд последовательных и ясных логических шагов, необходимых для его решения, то это, быть может, неплохой вопрос. Если кроме этого у него еще и ясная формулировка, то это уже почти наверняка неплохой вопрос. Если ко всему этому он еще и забавный, то, скорее всего, удачный.
Бракуются вопросы по многим причинам, но основные, наверное, звучат примерно так — слишком сложно, слишком просто или слишком неинтересно. Задача в том, чтобы не вызвать у игроков одну из этих реакций: «откуда я вообще мог это знать?», «они считают меня идиотом?» или «скукатура какая».
Еще по понятным причинам бракуются или отправляются на дальнюю полку всякие баяны. Вставлять вопросы вроде «что вдохновило Джорджа Оруэлла на слоган 2+2=5?» — это совсем не комильфо.
Дина: Я не люблю вопросы про грустное и унылое — теракты или как звали маршалов СССР. Вообще мне иногда сложно определить, хороший вопрос или «гробик». Не всегда чувство прекрасного вопроса совпадает с аудиторией. Увы. А так хочется спросить, например, какой орган нашел герой «Синего Бархата» в начале фильма, а игроки такие «ухо, конечно», а я такая «обнимемся», и потом мы обнимаемся, а на фоне играет Эдуард Артемьев, но только двадцать секунд, потому что вопрос этот вообще в блице был. Мечта!
Есть прописанные критерии отбора вопросов для «Мозгвы»?
Максим: Если какие-то прописанные критерии и есть, то от меня их скрыли. Критерии более неформальные — вопрос не должен быть очень сухим, должен содержать какой-то интересный факт. Ничего необычного, все в пределах здравого смысла.
Разве что есть бан-лист на определенные музыкальные группы, которые игроков окончательно задолбали. Там, например, томятся «Битлз», ожидая звездного часа для своего возвращения.
Андрей: Прописать все невозможно. Стараемся не повторяться в форматах: не делаем одинакового рода несколько вопросов в туре или игре. Не частим с одной и той же темой для вопроса (муз. группы, фильмы и т.д.). Стараемся обходить вопросы на точные науки — играют в основном гуманитарии, нас, технарей, мало, что поделаешь:). То же самое про вопросы «не в стиле «Мозгвы»: попса, рэп, арт-хаус не проходят (но здесь бывают исключения).
Проверяете вопросы на людях?
Максим: Вопросы, которые кажутся уж слишком простыми, иногда тестирую на родственниках или друзьях, не играющих в интеллектуальные игры. Если они его решают за полсекунды, то вопрос действительно слишком простой и его лучше усложнить. Еще вопросы, как правило, тестятся на коллегах.
Для теста каверов у меня есть брат, у которого почти нет музыкального слуха. Если он угадывает кавер с трех нот, то, скорее всего, кавер вообще никуда не годится и лучше поискать новый.
Дина: Рабочий краш-тест-чат.
Как нужно сформулировать вопрос, чтобы был только один вариант ответа?
Максим: Надо быть конкретным, ссылаться на какие-то определенные вещи или вводить дополнительные переменные. Все это, как правило, называют «отсечками». Можно задать вопрос про фильм, в котором наш мир оказался виртуальной реальностью и получить ответы: «Матрица», «Экзистенция», «Тринадцатый этаж». И все это будет правильными ответами. Обычно тогда ставим год выхода (1999 год – это «Матрица»), чье-то имя (Кроненберг — это «Экзистенция») или вводят ту самую переменную (фильм, содержащий число в названии — это «Тринадцатый этаж»).
Иногда просто вопрос не очень хороший. Например, был вопрос про то, какая песня Земфиры подходит под историю Джона Сноу и Дейенерис из «Игры Престолов» и были получены разные варианты ответов от «Прости меня, моя любовь» до «Он тебя убьет, но только в финале».
Все эти ответы, разумеется, правильные. Когда такое спрашиваешь, то жди беды, поэтому мы стараемся такие вопросы отсеивать.
Почему на «Мозгве» вопросы про кино и музыку ориентированы на «золотой фонд»?
Максим: Потому что мы хотим, чтобы большинство игроков ну или, по крайней мере, половина игроков имели шансы на наш вопрос ответить. Если будем делать вопросы по каким-то совсем не мейнстримным вещам, то приговор будет подписан слишком большому количеству команд.
Минус этого подхода — постоянное повторение одних и тех же примерно наименований (например, эталонные «Сияние» или «Терминатор» или еще что-то в этом роде). Но это лучше, чем плодить гробы.
Дина: Лично для меня это — миссия, мы ведь выбираем какие-те нетленные и крутые эпизоды и детали, после которого человек вдруг захочет посмотреть фильм целиком и послушать музыку. У меня так бывало часто.
Андрей: Этот «золотой фонд», по нашему мнению, входит в культурный код мозгвича.
Как часто игроки оспаривают вопросы (считают себя правыми, даже если им ответ не засчитали)? Как вы реагируете?
Максим: Насколько знаю, довольно часто. Иногда это связано с тем, что в самом вопросе есть какая-то ошибка, а иногда просто игроки смогли придумать какой-то удачный ответ.
Самое забавное, что с этим было связано, на моей памяти — это один вопрос про «Матрицу». Суть была в том, что в одной из сцен среди многих людей был персонаж, который очень сильно выделялся своим цветом, и надо было его назвать. Этим персонажем была Женщина в красном. Самая забавная апелляция была подана командой, которая ответила, что это был Морфеус. Потому что он черный, а все остальные там эталонные белокожие.
Бывает ли так, что вы ошибаетесь с правильным ответом на свой вопрос, а игрок прав? Вы расстраиваетесь?
Андрей: Конечно. И расстраиваемся, да. Твой косяк, а ты — ответственный. Тебе ж не пофиг, ты свою работу любишь!
На какую тему вы бы хотели составить вопросный сет? Чего ждать игрокам?
Максим: Даже не знаю. Быть может, сет по фантастике.
Андрей: В ближайшем будущем ждите футбол, кино, сериалы, литературу.
Сами играете? И как получается?
Максим: Не играю. Думаю получалось бы так себе. Это ж думать надо.
Андрей: Очень редко. Получается средне, хотя много бесполезных фактов в голове лежит. Люблю больше вопросы про факты, моя память сильнее, чем логика.