Автор - Виталий Кошин
инвестор и финансист,
основатель портала Fin-plan.org
Сайт - fin-plan.org
Финансовый анализ предприятия позволяет дать ответы на 3 главных вопроса:
- Развивается предприятие или нет.
- Оценить эффективность работы предприятия.
- Оценить финансовую устойчивость предприятия. Зачем и когда это нужно?
Ответы на эти вопросы безусловно необходимы в следующих ситуациях:
- Для инвестиционной оценки компании, чтобы понять текущую ситуацию и предположить возможные сценарии развития событий.
- В случаях, когда необходимо оценить риск банкротства предприятия.
- Применяется для целей внутреннего анализа, чтобы понять точки роста и проблемы бизнеса.
- Для целей аудита контрагентов, чтобы оценить их платежеспособность и устойчивость.
В зависимости от целей оценки меняются акценты и инструменты самого анализа.
Например, при проведении анализа для целей выявления банкротства упор будет сделан на показатели финансовой устойчивости компании: изучении ее долгов, ликвидного капитала. Будем обращать внимание на долю собственного и заемного капитала в финансировании активов, на покрытие процентов по кредитам прибылью и т.д.
При проведении анализа для целей инвестиционной оценки нас более всего будут интересовать темпы роста бизнеса: рост выручки компании, рост прибыли, рост активов, устойчивость данного роста. Считается, что бизнес эффективен, если темпы роста прибыли компании, опережают темпы роста выручки, а темпы роста выручки опережают темпы роста активов. Еще такое соотношение называют формулой эффективного бизнеса.
Для целей внутреннего финансового анализа у аналитиков конечно же гораздо больше информации. В этом случае аналитик может использовать не только внешнюю отчетность компании по РСБУ или МСФО, но и конечно же внутреннюю отчетность. Например, можно провести детальный анализ оборачиваемости дебиторской задолженности по контрагентам и срокам, чтобы выявить слабые места и поставить конкретные задачи менеджерам по работе с просроченной дебиторской задолженностью. Можно провести анализ оборачиваемости запасов по видам запасов и срокам нахождения на складе, чтобы организовать работу по избавлению от неликвидов и оптимизировать капитал, замороженный в запасах компании и т.д.
Для целей внешнего анализа поставщика, как правило запрашивают бухгалтерскую отчетность контрагента. Это очень правильная и здоровая практика по предотвращению проблем с неплатежами на самой ранней стадии. По отчетности будет все понятно насколько хорош Ваш контрагент и с помощью финансового анализа Вы увидите, что же действительно стоит, например, за красивыми рекламными буклетами.
__________________________________________________________________________________________
Онлайн-сервис - Финансовый анализ