Найти в Дзене
Константин Согодак

Исторические сведения о добрососедстве (и не очень) донских казаков и калмыков-казаков.

Подробная карта земли Войска Донского, 1833 г. (Внизу справа очерчен Сальский округ ОВД как "Кочевье калмыков")
Подробная карта земли Войска Донского, 1833 г. (Внизу справа очерчен Сальский округ ОВД как "Кочевье калмыков")
XVII век: вхождение в состав Донского казачества.
На Дону калмыки впервые появились в 1648 году. Причинами откочёвки части калмыков на Дон служили внутренние междоусобицы в Калмыцком ханстве. Калмыцкая знать не раз обращалась к русским властям с жалобами на донских казаков и администрацию соседних с Калмыкией городов в целях того, чтобы они не принимали и возвращали беглых калмыков. В 1673, 1677 и 1683 годах русское правительство издавало указы, которыми запрещалось донским казакам и пограничным городам принимать к себе беглых калмыков, а в случае, если бы таковые явились на Дон, немедленно отправлять их на прежние места.
Предположительно в середине XVII века между калмыками Нижнего Поволжья и казаками Войска Донского был подписан договор, которым было закреплено официальное вхождение калмыков в состав Донского казачества. Возглавлял делегацию Донских атаманов Степан Тимофеевич Разин (1630—1671).
Первыми нойонами (князьями), пришедшими на Дон со своим улусом были Баахан-тайша и его младший брат Баатур. В 1696 году, «негодуя на хана Аюку за притеснения», Баахан-тайша обратился к Петру I с просьбой разрешить ему «перенести свои кочевья на Дон, к Черкасску, и отправлять службу наравне с прочими донскими казаками». Получив разрешение данный улус трижды перекочёвывал с Волги на Дон. Каждый раз тайши хана Аюки силой забирали его улус или уговаривали уйти. Лишь в 1733 году Будучжаб (младший сын Баахана), привел улус окончательно на Дон, где эти зюнгарские калмыки и остались.

Небезинтересно взглянуть на жизнь населения в Сальском округе, собственно арендаторов калмыцких земель Области Войска Донского.

До 70-х годов XIX века калмыки вели ещё кочевой образ жизни, располагаясь улусами между р. р. Салом и Манычью и разделяясь на 13 сотен, с определенным районом кочевья для каждой из них. Главное занятие их, как и всяких кочевников, было коневодство и скотоводство: лошади, рогатый скот, верблюды и овцы. Других промыслов не имели. Земледелие им было чуждо. Донские калмыки, наравне с казаками, с конца XVIII в. несли военную службу, снаряжались в поход на свои средства. Калмыцкие улусы граничили по р. Салу с юртами казачьих станиц среднего течения Дона. Это соседство наносило огромный вред казачьему населению их воровством и грабежами. Предметами воровства были лошади и рогатый скот. Ни одной ночи не проходило без воровства или вооруженного столкновения казаков с ворами-калмыками. Казаки устраивали засады по балкам и оврагам, поджидая грабителей, и с застигнутыми врасплох расправлялись по своему, по-степному, по закону Линча. Как и все азиаты, калмыки, по первому впечатлению, кажутся наивными простаками, первобытными детьми широких степей, но на самом деле это народ чрезвычайно смышлёный, хитрый и скрытный.

Воров из своей среды по своему азиатскому обычаю, они никогда не выдают, и рискнувший пуститься в поиски за украденными животными ничего в калмыцких улусах не найдет и ни от кого ничего не добьется. "Не видал, не знаю" – один у всех ответ. "Толмач уга" – не понимаю. Правды и откровенности от калмыка не услышишь. Это замкнутая среда. Русских они чуждаются и всячески стараются от них обособиться. Главными руководителями в этом отношении является их ламайское духовенство (бакши, гелюны и гецули), имеющее на них огромное влияние. Принявших крещение они стараются вытеснить из своей среды, отчего те сами спешать порвать с ними всякие связи.

Чтобы положить предел хищническим наклонностям этого народа, по ходатайству войскового начальства, в 1877 и 1880 г. г. Военным Советом было постановлено образовать из 13 калмыцких сотен 7 станиц в пределах отведенных им земельных довольствий, т. е. обратить этот кочевой народ в оседлый, мера эта была приведена в исполнение только в 1890 году. Впоследствие из трех калмыцких улусов было образовано 13 станиц, по числу бывших сотен, со станичным управлением в каждой на том же выборном основании, как и в донских казачьих станицах: во главе станичный атаман, его помощник или кандидат, казначей и доверенные, а также выборные станичные судьи.

Лиц станичного управления калмыцкие общества избирают из своей среды; только в некоторых из них приглашены на службу станичными писарями не калмыки, да и от тех они стараются поскорей избавиться и заменить своими, так как грамотность, благодаря школам, стала в последнее время проникать и в эту глушь. Низшая станичная и хуторская полиция, в виде полицейских приказных, назначается также из калмыков.

При таком положении дела и при обыкновении калмыков "своих не выдавать", раскрытие преступлений становится довольно затруднительным, а иногда даже невозможным, на что и было обращено, лет 15 тому назад, внимание новочеркасской прокуратурой по делу об убийстве отца и сына Текучевых калмыками хутора Терновского Власовской станицы. Текучевы осмелились розыскивать угнанный с их зимника на р. Салу скот и скоро нашли его в хуторе Терновском. Завязалась перестрелка. Табунщик Текучевых, из астраханских дербетских калмыков, был убит, Текучев-сын – ранен и преследуемый хищниками до самой станицы Власовской, около 20 верст, был пойман там, на глазами населения (калмыцкого), на аркан, выволочен в степь и убит. Текучев-отец в это самое время находился в станице Власовской и просил содействия и защиты у станичного атамана, офицера калмыка, тщетно. И отца постигла та же участь.

Об этом преступлении знала вся калмыцкая станичная администрация, но скрывала. Все отвечали: "не видал, не знаю". Проходили дни за днями, неделя за неделей. Текучевы пропали без вести. Об убийстве их лишь догадывались, но никто из их родственников не знал, где и как это случилось. Для розыска их был назначен целый отряд казаков соседней казачьей станицы Атаманской и привлечены к тому же сами калмыки. Была исследована вся степь, и только после долгих и тщательных поисков трупы убитых были найдены зарытыми в сухом колодце, на месте, где нарочито стоял табун калмыцких лошадей. Была готова вспыхнуть резня между казаками и калмыками, и только вмешательство окружной администрации предотвратило эту катастрофу. Но все-таки следствие не выяснило ничего, и преступники не были разысканы. Калмыки своих не выдали. Прокуратура просила войсковое начальство обратить внимание на такое ненормальное положение вещей и войти с ходатайством в военное министерство о разрешении назначать в калмыцкие станицы хотя бы часть станичной администрации не из калмыков, а также обязать эти станицы иметь низшую полицию из донских казаков, так как полиция из калмыков, скрывая преступления, действует не в интересах общегосударственных. Просьба прокурора принята была к сведению и только. Лишь в недавнее время, под давлением окружной администрации, некоторые станицы учредили на свои средства несколько должностей полицейских урядников и, кроме того, войско содержить 30-40 урядников для охраны коннозаводческих участков от набега хищников, при шести должностях полицейских чиновников-заседателей. Вот и вся полиция Сальского округа, при пространстве его в 19,454 кв. версты, с населением, склонным к воровству и разбоям.

И вот в этой-то глухой калмыцкой степи поселились пришлые крестьяне-хлебопахари – 53 поселения, 1,770 дворов, более 20 тысяч душ обоего пола, арендуя более 50 тысяч десятин земли калмыцких станиц на весьма тяжелых условиях и поднимая плугом девственную почву. Этот элемент пришлых русских людей для многих калмыцких деятелей, старающихся обособить своих единоплеменников от стороннего влияния, очень нежелателен, но в силу необходимости заставляет его терпеть: калмыцкая станичная земля должна приносить доход, так как на эти средства содержится вся станичная администрация, покрываются все общественные нужды, исправляются казаки-калмыки на военную службу. Других общественных доходов нет. Сами калмыки очень мало засевают хлеба. Недавние кочевники – они еще очень плохие и неумелые земледелы. Чуждаясь русских и не принимая никого в свою среду, они тем не менее у пришлых хлебопашцев кой-чему и научились. Правда, обработка у крестьян земли производится самым первобытным способом, так как агрономической помощи они ни от кого не имеют; да и кто может обратить внимание на каких-то пришлых, временных поселенцев; у калмыцкого же населения эта обработка еще хуже. Выручает только девственная, хранящая в себе запасы плодородия почва. Медицинской помощи у крестьян также никакой. Живут, рождаются и умирают при таких же условиях, как и десять веков тому назад. Общественного управления в этих крестьянских поселениях также никакого нет, – живут сами по себе. Дела решают громадой; но ведь решения этой громады ни для кого не обязательны. Ссоры, драки, воровство, семейные неурядицы, тяжбы и иски за присвоение чужой собственности, запашки, потравы и многие другие недоразумения, возникающие в крестьянском быту, должны быть разбираемы и решаемы на основании существующих законоположений, станичной администрацией и станичным судом, раз эти тяжущиеся проживают в пределах станичного юрта. А станичный суд решает дела на основании местных обычаев и правил, принятых в казачьем быту. Вот тут-то и весь ужас положения крестьянского населения, обязанного в силу закона, подчиниться решению суда калмыцких судей, руководящихся местными обычаями и правилами, но чьими: своими, или крестьянскими... Надо полагать – своими, ведь не может же калмыцкий судья, как-бы он умен не был, мыслить и судить по крестьянским обычаям, которые ему вовсе не знакомы и которых он, как облеченный властью, не желает и знать. А другого суда нет. Во избежание перспективы тягаться в таком суде, крестьянам приходится свои дела решать таким порядком, какими решали их предки тысячу лет назад. Но все-таки обстоятельства нередко заставляют их обращаться и искать защиты и у этой власти. Все остальное начальство далеко, за тридевять земель. Калмыки – племя вымирающее. Европейская культура, если только то, что дано им, можно назвать культурой, действует на них пагубно. Кочевник не привязан к месту. Загадив одно, он переходит на другое. Лучшие санитары его – солнце и степной ветер, а также пернатые хищники. В современных калмыцких оседлых поселениях эти санитары отсутствуют. Калмыцкие станицы, представляющие собою группы серых земляных и унылых хат, – очаги всяких заразных болезней. Хаты-клоаки, восточные клоповники.

Этот маленький, теперь оседлый народец, приютившийся в Засальских степях Донской области, постепенно уменьшающийся в свой численности и притом стоящий на низкой степени культурного развития, владеет громадными пространствами годной под хлебопашество земли, более 35 дес. на одну мужскую душу, и в будущем не подает никаких надежд на развитие в экономическом отношении края, богатого по своему плодородию. Он неохотно и слабо усваивает приемы степного земледелия; садоводства же и огородничества совсем не знает, а между тем старается обособиться и не принимать никого в свою среду. Раньше он в обширных размерах занимался скотоводством, теперь же и эта отрасль хозяйства с его оседлостью стала упадать,

С образованием калмыцких станиц и отмежеванием им громадных земельных пространств, в войсковой администрации был поднят вопрос о заселении этих станиц, как вновь образованных казачьим элементом из станиц малоземельных, на общем основании, но кем-то своевременно были приняты миры и вопрос этот повис в неведомых пространствах. Не пора ли вновь взяться за него? Везде раздаются жалобы и вопли о малоземелье, а в Сальском округе – 4 человека на одну квадратную версту. В одних местах земли, по скученности населения, истощили, и вместо хлебных злаков дают одне лишь сорныя травы, а там лежит действенная почва, от мира не тронутая плугом. Донские пампасы и льяносы пора заселить культурным элементом.

Евграф Савельев. Древность казачества. Археология, история торговли и сельского хозяйства на Дону.

https://rostov-don-dkv.blogspot.com/2019/07/blog-post.html
https://rostov-don-dkv.blogspot.com/2019/07/blog-post.html
Продолжение темы:
Астраханское Войско -- волгские, донские, гребенские, терские, моздокские, хопёрские, енотаевские казаки, стрельцы и калмыки.
Казаки-ордынцы в донских степях.
Кому иго, а кому и Монголо-Казачий союз.
Первые упоминания о казачьих городках на Дону.
Типы поселений донцов: городки, станицы, хутора, остроги, зимовища, базы-зимовники, слободы.