В современной культуре дьявола изображаю как мужчину с красным цветом кожи, рогами, пижонскими усами и остроконечным хвостом. Хитрый и обаятельный пройдоха, который знает как выменять вашу душу за бесценок или же извратить ваши желания. Всегда ли он был таким? Нет, он изменялся вместе с обществом. Если в средние века художники изображали сатану как ужасного зверя, позаимствовав этот образ у греков, то к 16 веку он начал ходил по Земле, творил зло и непотребство, а также помогла ведьмам, стремясь извести человечество и склонить его к греху. Тогда же его начали изображать в образе козла или существа с огромными крыльями летучей мыши. Эти дьявольские изменения продолжились и в 18-м и 19-м веках, когда его стали представлять как трагическую или в роли обманщика и хитреца.
Хм… Хорошо, допустим, вы захотите узнать, как продать свою душу дьяволу или как призвать сатану. Как будет выглядеть дьявол, когда придет? Может быть это будет голубой ангел? Зверь? Человек, одетый в черное или атлетичный воин? Самые старые изображения сатаны не похожи на современные образы, а некоторые его образы сегодня практически неузнаваемы. Однако обо всем поподробнее, ведь это дьявольски интересная история.
Сатана в Византийской империи был синим
В современной культуре у сатаны красная кожа, но на самом старом его изображении она синяя. Да, вы не ослышались. Этот образ является частью сложной мозаики в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, Италия.
Иисус изображен на ней в королевских пурпурных одеждах в час Последнего Суда. Овцы, спасенные души, стоят рядом с красным ангелом, тогда как козлы, проклятые, стоят с синей фигурой, вероятно, сатаной. Здесь он – это падший ангел, а не демоническое существо с копытами. С красным цветом его начнут ассоциировать только столетия спустя.
Дьявола придумали до христиан
Мозаика, найденная на острове Торчелло недалеко от Венеции, изображает дьявола в виде синего чудовища, чьи голова и лицо покрыты распущенными седыми волосами, а его трон пожирает грешников. Выглядит жутко, неправда ли?
Этот образ во многом списан с египетского бога Беса, которого зачастую изображали в синих тонах. Маленькие амулеты Беса продавались по всему восточному Средиземноморью. Люди определенно знали как он выглядит, и это, возможно, повлияло на визуализацию греческих демонов и сатиров. Эта традиция, в свою очередь, сформировала средиземноморские изображения сатаны.
Более того, где-то в 1280 году Коппо ди Марковальдо создал самый большое изображение сатаны в Европе. На стене баптистерия Флоренции появляется дьявол со змеями, вылезающими из его тела и кусающими грешников. И снова много общего с Бесом, которого также изображали как змею или как существо, из которого выползают змеи. В дальнейшем сатана будет все мнее человекоподобным, однако синий цвет кожи останется в средних веках.
Чудовищный зверь
Средневековые демоны часто изображались как химеры, имеющие волосатые тела, птичьи ноги, крылья или копыта. Более того, многие изображались с лицами в необычных местах. Как, например, люцифер 15-го века в ожидании Страшного Суда.
Согласно средневековым христианам, Люцифер и его демонические последователи были падшими ангелами. Их тела были извращением ангельского совершенства. Вместо белоснежных крыльев у них выросли крылья летучих мышей. Все эти внешние уродства были доказательством уродства внутреннего. Например, Данте Алигьери так писал о крыльях сатаны:
…
Росло под каждым два больших крыла,
Как должно птице, столь великой в мире;
Таких ветрил и мачта не несла.
---
Без перьев, вид у них был нетопырий;
Он ими веял, движа рамена,
И гнал три ветра вдоль по темной шири,
…
Князь и правитель тьмы
В своих иллюстрациях к рукописи 15-го века братья Лимбург изображают его в короне в качестве правителя ада. Однако в библии нет информации об иерархии в аду, скорее всего, идея его коронации возникла после прочтения книги Данте. В творчестве Лимбургов сатана выглядит как косматый зверь, окруженный крылатыми демонами, похожими на летучих мышей. Судя по иллюстрациям ему нравится его работа.
В Саду земных наслаждений Иероним Босх изображает ад совершенно иначе, чем это делалось ранее. Принца Ада - это птицеподобное чудовище, которое пожирает проклятых. Этот дьявол носит котелок в качестве короны. Сам темный принц и его слуги изображены в качестве птиц, тем самым подчеркивается их бесчеловечность и уродливость. Кстати, музыка тоже является "инструментом" пытки грешников.
Дьявол бродит по земле и помогает ведьмам
В начале 16 века Альбрехт Дюрер создал гравюру «Рыцарь, смерть и дьявол». На ней смерть дразнит рыцаря песочными часами, а позади него изображен козлоподобный дьявол, стоящий на задних лапах. Дюрер, возможно, позаимствовал образы Пана.
Дьявол Дюрера больше не пойман в ловушку в аду, где он мучает грешников, этот дьявол ходит по Земле. Гравюра перекликается с советами Эразма христианским солдатам 1504 года: «Вы должны постоянно сражаться с тремя несправедливыми врагами - плотью, дьяволом и миром».
Во время суда над Салемской ведьмой сатана получил еще один облик. В то время как Библия лишь в малой степени описывает внешность сатаны, художники 16-го века начинают все чаще изображать его с рогами и копытами. Этот образ объединил в себе элементы ранее существующих религий. Например, копыта Пана, рога различных ближневосточных богов и т.п.
Картина Франциско Гойи – это квинтэссенция образа козлоподобного сатаны. Он больше похож на животного, чем на человека. Более того, в 16 и 17 веках сатана начал помогать земному «злу», например, ведьмам и чародеям.
Сатану - это рыцарь
Поскольку сатана изначально был ангелом, художники 18-го века, такие как Томас Стотард, решили изобразить его в образе мужчины. Картина Стотарда, написанная в 1790 году во время Французской революции, изображает сатану как рыцаря, зовущего или обращающегося к своим силам. Ушли копыта и рога, теперь это атлетически сложенный мужчина, похожий на древнегреческого бога.
Искусствовед Бернард Баррит объясняет, что в тот момент люди интерпретировали эту фигуру как героя восстания против деспотии бога (традиционной власти), а не как демоническое существо.
В 1860-х Гюстав Доре создал иллюстрации для «Божественной комедии». Он изобразил Дьявола, заключенного в лед в центре ада, согласно описанию Данте. Однако художник предложил новую версию сатаны как человека с крыльями и рогами. Дьявол становится все более человечным.
Хитрый обманщик, романтик и бунтарь
Образ сатаны продолжил эволюционировать уже в 19-м веке, когда писатели начали представлять его как хитрого, изворотливого и щеголеватого типа. Вместо того, чтобы страхом и силой сталкивать людей во грех, он теперь использует убеждение и обаяние. Взгляните на его хитрую усмешку на литографии 1828 года от Эжена Делакруа.
Более того, если в средневековье он был чудовищем, то в 19-м веке он постепенно становится трагической фигурой. В эпоху романтизма такие художники, как Жан-Жак Фошер, изобразил сатану как бродягу
Это представление о сатане как об антигерое было основано на «Потерянном рае» Джона Мильтона, в котором Люцифер выступает как харизматичный индивидуалист. Он не зверь, а скорее противоречивая и задумчивая фигура, идеи которой не были поняты Богом.
Классический «красный дьявол»
Изображения сатаны в двадцатом веке сочетали в себе традиции и образы предыдущих эпох. Это рога средневековых демонов (правда достаточно маленькие), статностью и хитрым выражением лица 19-го века. Его также обычно изображают красным, это, скорее всего, связано с его «обязанностями» по управлению адом, который полны раскалёнными углями, сковородами и лавовыми реками. Ушли в прошлое козлоподобная внешность, змеи вместо рук, поглощение грешников или его скованность в центре земли. Он ходит среди нас, он стал более человечным…