Италия вступила в Первую мировую войну последней из крупных европейских держав, явно рассчитывая оказаться на стороне победителей и поучаствовать в дележке послевоенных трофеев.
Сразу же после того, как Италия объявила войну Австро-Венгрии, ее войска 24 мая 1915 г. перешли в наступление на границе. Это первое сражение на итальянском фронте получило название "Первая битва при Изонцо", так как проходила в районе одноименной реки.
Но чуда на итальянском фронте не произошло, и война здесь как и на западном и на восточном фронте приобрела позиционный характер. А потому очень скоро произошла "Вторая битва при Изонцо"...."Пятая битва при Изонцо"... в общем закончилось все во время "Двенадцатой битвы при Изонцо".
Ввиду того, что река Изонцо была пограничной, то с обоих сторон более полувека обе стороны возводили крепости. Эти крепости были как современными, с башенной артиллерией, так и устаревшими. Но неизменным было одно - большое количество бетона, залитое среди гранитных скал, которое было невозможно уничтожить полевой или крепостной артиллерией, имевшихся на позициях у сторон.
Чтобы уничтожить укрепления врага требовались большие пушки. У итальянцев таких пушек практически не было. В этой ситуации они пошли по тому же пути, что и Россия. Пушки береговой обороны перевели на сухопутный театр. Но орудия, спроектированные для стационарных батарей, требовали нового лафета для использования на сухопутном фронте. Но обо всем по порядку.
Итальянская береговая артиллерия в начале 1900-х гг. в своем составе имела 280-мм гаубицы, которые плохо себя проявили у японцев в ходе русско-японской войны. В связи с этим в 1908 г. был выдан заказ на разработку новой 305-мм гаубицы. Это орудие было разработано и встало на боевое дежурство на береговых батареях в 1914 г. Но в связи с началом войны на сухопутном фронте и потребностью в осадной артиллерии было принято решение разработать для этих пушек специальный лафет для использования на суше. Вот так к 1915 г. родился лафет по проекту генерала Горонне.
Этот "артиллерийский конь" и тогда и сейчас выглядит как нечто совершенно нереалистичное. Но орудие калибром 305-мм при длине ствола в 17 калибров позволяло сильно досаждать австрийцам, забрасывая к ним снаряды массой от 328,5 до 442 кг.
К 1917 году было выпущено 38 орудий в трех модификациях (отличие было в затворе и ряде мелких деталей). Такие орудия после транспортировки устанавливались на специальную поворотную платформу прямо на колесном транспортном лафете. Платформа обеспечивала горизонтальную наводку, а лафет вертикальную.
Конечно же, такое чудо техники было очень неповоротливым, а при транспортировке конструкцию двигали крайне медленно из-за массы и технических особенностей лафета. Да собственно и тягачей как таковых тогда не существовало.
Как результат, в ходе удара немецких и австро-венгерских войск в ходе "Двенадцатой битвы при Изонцо" итальянцы, потерявшие почти 300 тыс. пленными были вынуждены отступить почти на 70 км. Конечно же такие громоздкие и неповоротливые орудия итальянцы в условиях разгрома армии эвакуировать не могли, и девять из них попали в руки австрийцев.
Для возмещения потерь в 1918-1919 гг. было выпущено еще восемнадцать установок. Но к тому времени война уже завершилась, и орудия вновь вернулись к своему первоначальному предназначению. Ими было принято решение оснастить береговые батареи. В 1937 г. пять орудий передали франкистам в Испанию. В самой же Италии в 1939 г. числилось десять орудий этого типа на береговых батареях. Последние из них были списаны лишь в 1959 г.
Было интересно? пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь, а я пока сяду за следующий материал.
Другие статьи автора ,которые могут быть Вам интересны:
1. Окопная война 1915-1918 гг. глазами ее участников.
2. Жизнь немецких солдат на линии Зигфрида во время "Странной войны" 1939-1940 гг.