Сезонный спад есть почти в любом бизнесе, но особенно четко он прослеживается в торговле. Почти всё — продукты, одежду, детские игрушки, технику, мебель — лучше покупают перед праздниками или в определенный сезон (например, летом). В это время продавцы зашиваются, техника дымится, склад работает круглосуточно.
А в межсезонье — тишь да гладь.
Но даже в самом сезонном бизнесе может быть по-другому. Работать с комфортом круглый год и получать стабильную прибыль тогда, когда конкуренты закрываются. Как это сделать:
1. Анализировать и планировать продажи. Люди делают покупки круглый год, и покупают мороженое даже зимой. Проанализируйте годовые показатели и четко запланируйте, когда, сколько и какой товар нужно поставлять. Например, в межсезонье люди надеются на скидку и покупают дорогие, редкие товары. А в начале сезона — наоборот, недорогие и популярные.
2. Не увольнять людей, а поставить четкие KPI на сезон и несезон. Это позволит сохранить персонал круглый год, повысить прибыль и сократить расходы на ФОТ, когда клиентов мало.
3. Мотивировать клиентов приходить к вам. Программа лояльности может стать отличной причиной выбрать ваш магазин, а не конкурентов.
4. Активизировать маркетинг в межсезонье. В Новый год все побегут по магазинам, поэтому к праздникам приурочат массу акций. А вы сделайте по-другому: запустите активности во время «мертвого сезона». Хорошо зайдут долгоиграющие геймифицированные акции, которые заставят покупателей заходить в магазин чаще.
5. Найти смежное направление. Допустим, вы продаете велосипеды. Зимой можно переквалифицироваться в магазин по продаже санок, сноубордов и лыж — аудитория по интересам будет сильно пересекаться.
Правильно организованному бизнесу «мертвый сезон» не страшен: у него всегда есть запас ресурсов на обязательные расходы. Чтобы не переживать из-за спада активности в межсезонье, оптимизируйте продажи, работайте над качеством продукта, совершенствуйте маркетинг.