Найти тему
Настроение кино

Почему «Побег из Шоушенка» провалился в прокате

Первое место в рейтингах лучших фильмов по версии пользователей IMDB и КиноПоиска, бесчисленные похвалы кинокритиков, место в Национальном реестре фильмов при Библиотеке конгресса США. Всё это «Побег из Шоушенка», режиссерский дебют Фрэнка Дарабонта по повести Стивена Кинга, который вышел в прокат 10 сентября 1994 года. Сейчас это непререкаемая классика, образцово снятая и разыгранная драма о надежде и силе воли. Легко предположить, что высокое признание фильм получил сразу после выхода. Однако это будет ошибкой. Критикам «Шоушенк» понравился сразу, но зрители, кажется, его просто не заметили.

При скромном бюджете в $25 млн во время первого проката фильм заработал лишь $16 млн. Семь номинаций на Оскар, повторный релиз в кинотеатрах и международные сборы немного исправили положение. Но все же итоговых $58 млн было явно недостаточно, чтобы назвать «Шоушенк» любимцем публики. Другие культовые картины 1994 года – «Форрест Гамп» и «Криминальное чтиво» – с первых дней взрывали бокс-офис. Почему же духоподъемная драма не нашла своего зрителя?

Что в имени тебе моем

По мнению кинообозревателей, за коммерческим провалом «Шоушенка» стояли сразу несколько причин.

Во-первых, это серьезное и глубокое кино о тюремной жизни. Но в начале 1990-х у такого кино не было блокбастерного потенциала. Массовый зритель ждал возвращения героев боевиков недавних 1980-х, с удовольствием шел на «Скорость» с молодым Киану Ривзом, радовался, когда Том Хэнкс пожимал руку Кеннеди, а Джон Траволта отплясывал с Умой Турман. Смотреть за тем, как вчерашний комик Тим Роббинс на протяжении 27 лет делает дыру в тюремной стене, желающих не было. И восторженные рецензии положение дел поменять не могли.

Вторая причина, напрямую вытекающая из первой – это отсутствие женских персонажей, романтической линии и (главное преступление) экшена. Промоматериалы «Шоушенка» честно сообщали зрителю, что его ждут два с половиной часа за решеткой, за которые придется поразмыслить о величии человеческого духа.

-2

Третьей и, возможно, главной причиной считают невнятное название. Заголовок The Shawshank Redemption сообщал американскому зрителю чуть меньше, чем ничего о сути фильма. Повесть называлась еще круче – «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка». Но то Стивен Кинг – его произведения будут читать, даже если вместо заглавий будут звездочки.

Тим Роббинс вспоминал, как поклонники допытывались у него, что это за фильм такой – Shinkshonk Reduction?

Время и давление

Главный герой фильма Энди Дюфрейн, по ошибке оказавшийся в тюрьме Шоушенк, увлекался геологией. Он говорил, что видит в камнях результат бесконечно долгой работы времени и давления. На этом принципе строился и его многолетний путь к спасению. Фильм-аутсайдер последовал рецепту Энди. Однако для получения зрительского признания ему потребовалось гораздо меньше времени.

-3

Уже в конце 1994 года «Побег из Шоушенка» вышел на видеокассетах (VHS) и случилось чудо. Картина о зэках вдруг стала невероятно популярной. Клиенты и работники видеопрокатов стали вовсю рекомендовать фильм своим знакомым – сарафанное радио, не сработавшее во время кинопроката, наращивало обороты. В 1995 году «Шоушенк» стал одним из лидеров видеопроката в США. Люди брали его посмотреть снова и снова. Свою роль сыграло то, что студия Warner Brothers, несмотря на неутешительные сборы, не потерял веру в фильм, и выпустила его на видео огромным тиражом – 320 000 VHS, так что дефицита не наблюдалось.

С 1997 года «Шоушенк» попал в тяжелую ротацию на ТВ. Интересно, что этому поспособствовали низкие сборы в кино. Права на трансляции продали по низкой цене, и телеканалу TNT было выгодно ставить его в эфир почаще. К этому времени «Шоушенк» уже оброс фанатами и обзавелся культовой славой, так что рейтинги телепросмотров были очень высокими.

-4

В чем же секрет запоздалого успеха? Сам режиссер считает, что помогла церемония Оскар, на которой люди впервые и услышали о «Шоушенке». Также есть мнение, что фильм идеально подошел именно для домашнего просмотра – когда есть время оценить всю его глубину и красоту. В любом случае, «Побег из Шоушенка» не стал бы современной классикой, любимой по всему миру, если бы заложенные в нем идеи не нашли искреннего отклика у зрителей. На его создателей до сих сыпятся благодарности за то, что они сняли важный фильм, который способен изменить если не саму жизнь, то по крайней мере взгляд на нее.

Тим Роббинс: «Этот фильм о заключенных, которые не теряют надежду на освобождение. Почему эта тема оказалась такой универсальной? Да потому, что, даже не находясь в тюрьме, очень многих гнетет их окружение, ненавистная работа или несчастливые отношения – всё то, что возводит незримые стены и решетки вокруг. «Шоушенк» как раз о том, как выдержать такое испытание и, в конце концов, вырваться на свободу».