Как возник подход и в чем его специфика?
Нарративная практика возникла совсем недавно. В начале 80-ых основатели — Майкл Уайт и Дэвид Эпстон — встретились на австралийской конференции семейной психотерапии и начали сотрудничать.
Ключевое отличие нарративного от других психотерапевтических школ- метафора истории (в переводе narrative — история, рассказ, повествование).
Нарративная метафора говорит: люди структурируют свою жизнь с помощью историй. Мы все рассказываем истории о себе, своем прошлом и будущем. Объединяем отдельные события жизни в сюжеты. С их помощью мы придаем смысл своей жизни и конструируем свою идентичность.
Люди становятся собой, рассказывая и слушая истории о себе.
Как работает нарративный практик?
Человек приходит и рассказывает о своей ситуации, он говорит о том, что его беспокоит, например: «Я очень стеснительный».
Нарративный практик спросит: в какой момент эта стеснительность проявляется? От чего она зависит? Как она входит в жизнь, какие у неё есть последствия, чему мешает и когда появляется? Что является целями и надеждами клиента?
Работая с проблемой, нарративный практик постарается подвергнуть сомнению тотальность проблемной истории. Ни одна из историй не является единственной и всепоглощающей. Если человек ощущает свою проблемность, значит, ему есть с чем сравнить — есть другой опыт: свой или других людей, который он смог увидеть.
Сколько историй у человека?
Нарративный подход помогает людям увидеть альтернативные истории, которые находятся в тени проблемнонасыщенных историй. И найти среди них предпочитаемую историю, ту которая отражает ценности человека.
Нарративные психологи считают жизнь мультиисторичной — человек проживает сразу множество историй и они развиваются параллельно. История выглядит проблемной, когда захватывает всю жизнь человека. Нарративный практик показывает, что история находится в определённом историческом и социальном контексте, имеет разные эффекты на нашу жизнь.
Откуда берутся истории?
Человек рождается в мире, уже насыщенным историями. Взрослея он усваивает их через существующие нормы, сюжеты и общение со взрослыми.
Типичные истории западноевропейского общества:
— мы рождаемся мальчиками или девочками (гендерная бинарность)
— люди должны состоять в отношениях, создавать семьи, находить друзей
— нужно быть свободным и независимым, стремиться к высокому заработку
Как история может меняться?
Человек, приходит вовлечённым в свои проблемнонасыщенные истории, где он ощущает свою несостоятельность. Например, «недостаточно хороший мужчина или женщина» , «недостаточно уверенный в себе человек» , «недостаточно умный ребёнок» .
Эти истории взяты из социального контекста, где требования общества противоречат друг другу и вызывают диссонанс, ощущение проблемности, несостоятельности. Нарративный практик помогает человеку пересмотреть такие истории. Для этого он задает «хорошие нарративные вопросы» .
«Хороший вопрос» — освобождает человека от стереотипизирующего влияния проблемы и помогает переписать историю: стать не проблемным, а особенным, найти способы воплощать свои ценности и обрести авторскую позицию.
С какими запросами работают нарративные практики?
Это зависит от терапевта. Нарративная практика это позиция, которая связана опытом терапевта, поэтому разные нарративные терапевты работают почти со всеми запросами. Кто-то работает индивидуально, кто-то с семьей.
Никакая терапия не может решить проблему бедности, бездомности как таковую. Однако, нарративная практика обращает особое внимание на эти трудности. В каком-то смысле она может быть альтернативным подходом к социальной работе.
Многие проблемы преодолеваются эффективнее, если создать сообщество, которое вместе может сопротивляться этим проблемам.
Нарративная терапия может помогать «выпавшим людям» — тем, кому не подошли другие подходы. Часто это люди, которые ощущают свою маргинализованность, исключенность из социальных представлений о нормальности в какой-то сфере.