Одним из ключевых немецких агентов на территории Ирана во время Второй мировой войны был Франц Майер (проходивший также по документам как Рихард Август). До прибытия в Иран Майер в 1939 году находился в СССР, собирая данные о его военном, экономическом и политическом состоянии, и в феврале 1940 года представил доклад своему руководству.
На иранскую территорию Майер был отправлен в качестве представителя фирмы «Мерседес». Поскольку эта компания снабжала иранскую армию автомобилями, то ее представитель, чьими служебными обязанностями было снабжение механизированных частей иранской армии автозапчастями, установил тесные контакты со многими иранскими офицерами. Майер описывал приход советских и английских войск, а также то, чем это обернулось для него: «Тегеранские аэродромы переданы союзникам… Большевики пригласили группу военачальников под руководством Сартип Ансари посетить русский фронт. Вчера радио и газеты снова предупреждали граждан не укрывать подданных держав "оси". Государственная полиция будет жестоко карать за это...». Кстати, его дневник был опубликован на русском языке в "Отечественные архивах" (№ 3, 2003).
В показаниях видевших Майера людей указывалось, что он мог быть принят за иранца и к тому же пользовался именем Хусейн-хан, порой используя форму офицера иранской армии. Он знал персидский язык, любил играть в нарды и хорошо разбирался в местных обычаях. В своих заметках Майер делился планами и идеологическим размышлениями: «Когда я заглядываю в будущее, мне рисуется одна картина: европейское пространство под руководством третьей империи, куда входят Россия, Иран и Афганистан…».
Фото для коллажа: отсюда и отсюда
Последняя запись датируется 9 октября 1942 года – дневник Майера во время одной из тщательно разработанных операций советских разведчиков в Иране оказался у них. Сам же Майер, после ввода советских и английских войск на территорию Ирана находившийся (как и другие немецкие агенты) на нелегальном положении, жил в самых разных местах, в том числе на армянском кладбище, работая простым могильщиком, затем скитался по Ирану, изображая наемного местного батрака, затем вел переговоры с вождями курдских, кашкайских, бахтиарских племен, планируя собрать все пронацистские силы воедино, в организацию «Националисты Ирана» («Меллиюн-е-Иран»). Члены этой организации должны были бороться не только с «русским большевизмом», но и эксплуатирующим Иран «британским империализмом». Майером был составлен подробный мятежа в Иране при приближении к иранской границе немецкой армии, разгромленной в Сталинграде и на Кавказе. При этом Майер полагался на поддержку некоторых иранских военных и политиков…
Но, несмотря на всю свою изворотливость и умение перевоплощаться, Майер, за которым велась долгая охота (в том числе – контрразведок союзников), сумевший несколько раз вырваться из облав, был 15 августа 1943 года схвачен сотрудниками иранской полиции. Члены формировавшейся им организации затаившись, прекратили свои выступления. После ареста Майер был передан иранскими властями в руки английского командования, отправившего его под конвоем в британскую Индию. Его дальнейшая судьба неизвестна.