Найти в Дзене
Связь времен

Женские истории. Бабушка Пестеля

Хочу рассказать вам о женщине, о которой мало кто знает, а ее личность, между тем, очень и очень интересна. Она принадлежит даже не к поколению отцов и матерей декабристов (а ведь если бы не папы и мамы и их воспитание – декабристов бы и не было), а еще к предыдущему.

От Анны Томасовны Крок портретов не сохранилось. А это ее дочь - Елизавета Ивановна Пестель.
От Анны Томасовны Крок портретов не сохранилось. А это ее дочь - Елизавета Ивановна Пестель.

Бабушка декабриста Пестеля была известной писательницей и одной из умнейших дам своего времени.

Анна-Елена Крок, урожденная баронесса фон Диц (1752-1832). Мама Елизаветы Ивановны Пестель, ур. Крок, матери декабриста, супруги сибирского губернатора Ивана Борисовича Пестеля. Ее муж (то есть дедушка Павла Пестеля по отцу), был дипломатом – и практически всю свою жизнь они провели в Западной Европе. Несколько лет, впрочем, она провела в Петербурге, а потом в Москве – уже вдовой на некоторое время перебралась к родственникам. Успела побаловать внуков: Павла, Владимира, Бориса и Александра.

Павел Пестель в 1813 оду. Портрет сделан его матерью.
Павел Пестель в 1813 оду. Портрет сделан его матерью.

Потом уехала в Дрезден и больше в Россию не возвращалась.

Она была писательницей, как я уже говорила. В 1786 году она предприняла путешествие по Швейцарии вместе с 13-летней дочерью Елизаветой и выпустила целую книгу путевых заметок в виде писем к мужу и к другим своим детям. Это был самый в то время модный жанр литературы, через четыре года он пришел и в Россию – знаменитые «Записки русского путешественника» Карамзина – это 1791 год. Анна Крок писала живо, с тонким юмором, с чувством такта, меры и красоты – надеюсь, когда-нибудь перевод этих писем будет издан по-русски (он есть, но его надо издать; если вдруг кто-то из читателей мог бы способствовать публикации – обращайтесь).

И. Блейлер. Швейцарский пейзаж.
И. Блейлер. Швейцарский пейзаж.

О том, как она писала по-русски можно судить по ее опубликованным письмам к внукам.

Вот она, например, описывает внуку Петербург:

Мой дорогой Петербург, кажется, расщедрился, чтобы принять вас, поскольку он подарил вам грандиозное и великолепное зрелище военного корабля, спущенного на воду. Я также льщу себя надеждой, что прекрасная Нева с кораблями, которые ее бороздят, и с очаровательными островами, которые ее украшают, чудные каналы со шлюпками, которые везут по ним музыку и радость, набережные, биржа, эти улицы, столь огромные, столь широкие и столь прямые, не ускользнут от вашего внимания. Войдя в Императорский сад, вы замрете от восхищения перед величественной простотой восхитительной решетки, которая закрывается и позволяет разглядеть сквозь нее сад. Наконец, я наслаждаюсь с изрядной долей самолюбия различными ощущениями, которые эта пышная столица заставит вас испытать.

Узнали решетки Летнего сада?

-4

…В 1813 году Дрезден, в котором она жила, был занят французскими войсками: сама она уехала в Теплиц, а дома у нее обосновались несколько французских офицеров, которые устроили ей там натуральный «шабаш». Павел Пестель в это время находился в Европе с русскими войсками – и очень хотел повидаться с бабушкой, но не мог получить разрешения на поездку фактически на территорию противника. Судя по всему, очень переживал за нее и беспокоился и совершенно точно старался ей писать. Следы этой переписки сохранились совсем в других письмах. Вот цитата из письма Ивана Борисовича Пестеля к сыну, 1814 года:

Заграничный поход русской армии. Сражение под Дрезденом.
Заграничный поход русской армии. Сражение под Дрезденом.
Я был весьма тронут тем, как ваша бабушка заканчивает свое письмо, и как она советует вам довериться Всевышнему. Ей самой ранее не хватало этого доверия, и не верила в него, пока ее несчастья ей не подтвердили, что Он наше единственное утешение и поддержка для тех, кто нуждается в утешении и помощи. Лишь эта вера дает настоящую силу и единственное прочное счастье, которым мы можем наслаждаться в этом мире и тем паче в ином.

Все-таки тогда, в 1814 году они успели увидеться в Дрездене. Последний раз.

…Анна Крок дожила до 1832 года, пережив старшего внука на 6 лет.

Еще о родственниках декабристов?

Как был расстрелян внук декабриста
Мать декабристов