Найти тему
Анна Антохина

Этика речи при коммуникации в соцсетях

Одной из основных потребностей человека по пирамиде Маслоу является общение. На настоящий момент, для каждого из нас становится очевидным, что с развитием технического прогресса, любой обмен информацией между людьми: будь то деловая переписка, демонстрация широкой публике своей научной монографии, или обычная болтовня, резко перемещаются в пространство виртуальной реальности.

Безусловно, основными медиаплатформами для общения в Интернете являются социальные сети. По результатам опроса среди учащихся пятых классов, чуть более 90% предпочитают переписываться, присылать друг другу медийные сообщения в социальной сети Вконтакте.

Почему представляется интересным рассматривать именно эту возрастную категорию? – Как показывает практика, младшие школьники пользуются социальными сетями для того, чтобы играть в различные приложения: им ещё интересна яркая картинка, незамысловатый сюжет и приятная музыка; люди старшего возраста предпочитают, в основном, поддерживать общение с людьми, находящимися на далёком расстоянии, или с теми, с кем по ряду причин не в состоянии увидеться в реальности.

Иное дело – учащиеся среднего и старшего звена. Для них социальная сеть становится не просто своеобразным форумом для коммуникации со сверстниками, но и пространством, где они могут себя выразить. Интернет даёт большие возможности для так называемого «самопиара», позволяет привлечь к себе внимание путём размещения фотографий, бесконечных постов, перепостов из популярных групп. По сути говоря, страница профиля в сети Интернет становится тем образом, под которым человек затем предстаёт перед окружающими.

Таким образом среди достоинств общения в Интернете можно выделить следующие:

1 Оперативность
2 Нет ограничений по времени и расстоянию
3 Создание для себя позитивного образа
4 Возможность расширить свой круг знакомств
5 Раскрепощённость при общении

Однако как и у любого явления, у общения в социальных сетях существуют свои «подводные камни» и недостатки. И первое, на что необходимо обратить внимание, и что напрямую относится к тематике доклада – это Интернет – травля, которая набирает свою популярность у школьников. Это связано с тем, что виртуальная реальность сама по себе является более благодатной почвой для таких проявлений, нежели травля в реальном пространстве и времени. Во – первых, возможность оскорбить человека предоставляется в любое в любое время суток, во – вторых, проще и быстрее собрать целевую аудиторию для травли, и в- третьих, что, вероятнее, является основным – это кажущаяся анонимность при общении.

Возвращаясь к результатам опроса среди учеников пятых классов, стоит подчеркнуть, что около 60% респондентов когда – либо занимались высмеиванием фотографий, комментария своего сверстника, воспринимая это как «шутку или розыгрыш», но не преследовали цели: оскорбить или унизить своего собеседника. Но также стоит отметить, что 10% от опрошенных, кто был жертвой подобных шуток, признались, что чувствовали себя подавленно, и были расстроены подобными проявлениями. Случаев массовой травли на настоящий момент зафиксировано не было.

Как показывает практика: жертвами кибермоббинга становятся дети или подростки, которые в реальности являются объектами для насмешек. Однако это тоже не всегда так. Выше было сказано, что Интернет даёт возможности для создания благоприятного образа для окружающих, но, также известно, что всемирная паутина – это большой глаз, и любая оплошность в «идеальном образе» моментально будет высмеяна.

Основные психологические мотивы Интернет – хулиганов, которые занимаются такими вещами, думаю, тоже очевидны – это завоевание признания, демонстрация силы, межкультурные конфликты и комплекс неполноценности.

На этом стоит закончить монолог о такой своеобразной свободе, и поговорить об ответственности за такие поступки, поскольку воспринимая свои едкие высказывания как шутку, абьюзер не всегда осознает какие последствия могут быть для его жертвы, так и для него самого.

Безусловно, одним из видов наказаний является наказание юридическое. На иллюстрации представлены меры юридической ответственности, которая наступает в зависимости от возраста ребёнка, провоцирующего травлю.

-2

Безусловно, также стоит упомянуть такие меры наказания как общественное порицание, незапланированная реакция своей социальной группы, наказание от родителей, или школы.

Следующим огромным минусом при общении в сети Интернет является снижение грамотности и обесценивание родной речи.

Поскольку переписка в социальных сетях позволяет передавать сообщения практически мгновенно, то пользователи стремятся сократить объём послания до минимума, причём иногда даже теряется смысл отправленного «мессенджа». Также стоит отметить, что к орфографии, правильному построению предложений и текста, в целом, участники диалога не предъявляют жёстких требований, при этом считая, что общение в социальных сетях никоим образом не влияет на грамотность при письме на бумаге.

Подводя итоги, следует выделить основные недостатки Интернет – общения:

1 Подверженность Интернет – буллингу
2 Стремительное снижение грамотности
3 Отчуждённость от людей в реальном мире

Одним из методов борьбы с такой безграмотностью является разработка и адаптация тематических уроков русского языка.

В представленной методической разработке одно из упражнений посвящено тематике «компьютерных технологий», в частности, зависимости от компьютерных игр. Ни для кого не является секретом, что среди подрастающего поколения эта проблема стоит наиболее остро. Что было для меня удивительным: учащиеся сами осознают свою зависимость, в разной степени, и большинство из них видит решение в альтернативной форме досуга. Так бываем ли мы, взрослые, правы, когда обвиняем детей в повальном увлечении виртуальной реальностью, или просто прикрываем свою душевную лень?

Упражнение 3. Спишите. Выделите грамматические основы. Найдите в предложениях обстоятельства. Укажите, на какой вопрос они отвечают.

Совсем недавно компьютерные игры были простыми и редкими.

Многие дети начинают играть в раннем возрасте. Вправду, игры позволяют вслепую разбираться в некоторых областях знаний, позволяют побывать за границей, не выходя из дома.

-3

Однако, у медали есть и обратная сторона. Врачи утверждают, что «игрушки» оказывают влияние на отделы мозга, отвечающие за движение и зрение. К тому же достаточно часто видеоигры вызывают зависимость. Многие дети быстро привыкают к виртуальным стратегиям, что приводит к неутешительным реакциям: раздражительность, конфликты с родителями, плаксивость.

Помните, что у каждого действия есть свои последствия. И хорошие, и плохие. Старайтесь всегда помнить об этом!

Надеемся, что показанная методическая разработка будет полезна учителям при продумывании урока, а также родителям учащихся. Спасибо за внимание!

-4

Этика
7343 интересуются