Одной из основных потребностей человека по пирамиде Маслоу является общение. На настоящий момент, для каждого из нас становится очевидным, что с развитием технического прогресса, любой обмен информацией между людьми: будь то деловая переписка, демонстрация широкой публике своей научной монографии, или обычная болтовня, резко перемещаются в пространство виртуальной реальности.
Безусловно, основными медиаплатформами для общения в Интернете являются социальные сети. По результатам опроса среди учащихся пятых классов, чуть более 90% предпочитают переписываться, присылать друг другу медийные сообщения в социальной сети Вконтакте.
Почему представляется интересным рассматривать именно эту возрастную категорию? – Как показывает практика, младшие школьники пользуются социальными сетями для того, чтобы играть в различные приложения: им ещё интересна яркая картинка, незамысловатый сюжет и приятная музыка; люди старшего возраста предпочитают, в основном, поддерживать общение с людьми, находящимися на далёком расстоянии, или с теми, с кем по ряду причин не в состоянии увидеться в реальности.
Иное дело – учащиеся среднего и старшего звена. Для них социальная сеть становится не просто своеобразным форумом для коммуникации со сверстниками, но и пространством, где они могут себя выразить. Интернет даёт большие возможности для так называемого «самопиара», позволяет привлечь к себе внимание путём размещения фотографий, бесконечных постов, перепостов из популярных групп. По сути говоря, страница профиля в сети Интернет становится тем образом, под которым человек затем предстаёт перед окружающими.
Таким образом среди достоинств общения в Интернете можно выделить следующие:
1 Оперативность
2 Нет ограничений по времени и расстоянию
3 Создание для себя позитивного образа
4 Возможность расширить свой круг знакомств
5 Раскрепощённость при общении
Однако как и у любого явления, у общения в социальных сетях существуют свои «подводные камни» и недостатки. И первое, на что необходимо обратить внимание, и что напрямую относится к тематике доклада – это Интернет – травля, которая набирает свою популярность у школьников. Это связано с тем, что виртуальная реальность сама по себе является более благодатной почвой для таких проявлений, нежели травля в реальном пространстве и времени. Во – первых, возможность оскорбить человека предоставляется в любое в любое время суток, во – вторых, проще и быстрее собрать целевую аудиторию для травли, и в- третьих, что, вероятнее, является основным – это кажущаяся анонимность при общении.
Возвращаясь к результатам опроса среди учеников пятых классов, стоит подчеркнуть, что около 60% респондентов когда – либо занимались высмеиванием фотографий, комментария своего сверстника, воспринимая это как «шутку или розыгрыш», но не преследовали цели: оскорбить или унизить своего собеседника. Но также стоит отметить, что 10% от опрошенных, кто был жертвой подобных шуток, признались, что чувствовали себя подавленно, и были расстроены подобными проявлениями. Случаев массовой травли на настоящий момент зафиксировано не было.
Как показывает практика: жертвами кибермоббинга становятся дети или подростки, которые в реальности являются объектами для насмешек. Однако это тоже не всегда так. Выше было сказано, что Интернет даёт возможности для создания благоприятного образа для окружающих, но, также известно, что всемирная паутина – это большой глаз, и любая оплошность в «идеальном образе» моментально будет высмеяна.
Основные психологические мотивы Интернет – хулиганов, которые занимаются такими вещами, думаю, тоже очевидны – это завоевание признания, демонстрация силы, межкультурные конфликты и комплекс неполноценности.
На этом стоит закончить монолог о такой своеобразной свободе, и поговорить об ответственности за такие поступки, поскольку воспринимая свои едкие высказывания как шутку, абьюзер не всегда осознает какие последствия могут быть для его жертвы, так и для него самого.
Безусловно, одним из видов наказаний является наказание юридическое. На иллюстрации представлены меры юридической ответственности, которая наступает в зависимости от возраста ребёнка, провоцирующего травлю.
Безусловно, также стоит упомянуть такие меры наказания как общественное порицание, незапланированная реакция своей социальной группы, наказание от родителей, или школы.
Следующим огромным минусом при общении в сети Интернет является снижение грамотности и обесценивание родной речи.
Поскольку переписка в социальных сетях позволяет передавать сообщения практически мгновенно, то пользователи стремятся сократить объём послания до минимума, причём иногда даже теряется смысл отправленного «мессенджа». Также стоит отметить, что к орфографии, правильному построению предложений и текста, в целом, участники диалога не предъявляют жёстких требований, при этом считая, что общение в социальных сетях никоим образом не влияет на грамотность при письме на бумаге.
Подводя итоги, следует выделить основные недостатки Интернет – общения:
1 Подверженность Интернет – буллингу
2 Стремительное снижение грамотности
3 Отчуждённость от людей в реальном мире
Одним из методов борьбы с такой безграмотностью является разработка и адаптация тематических уроков русского языка.
В представленной методической разработке одно из упражнений посвящено тематике «компьютерных технологий», в частности, зависимости от компьютерных игр. Ни для кого не является секретом, что среди подрастающего поколения эта проблема стоит наиболее остро. Что было для меня удивительным: учащиеся сами осознают свою зависимость, в разной степени, и большинство из них видит решение в альтернативной форме досуга. Так бываем ли мы, взрослые, правы, когда обвиняем детей в повальном увлечении виртуальной реальностью, или просто прикрываем свою душевную лень?
Упражнение 3. Спишите. Выделите грамматические основы. Найдите в предложениях обстоятельства. Укажите, на какой вопрос они отвечают.
Совсем недавно компьютерные игры были простыми и редкими.
Многие дети начинают играть в раннем возрасте. Вправду, игры позволяют вслепую разбираться в некоторых областях знаний, позволяют побывать за границей, не выходя из дома.
Однако, у медали есть и обратная сторона. Врачи утверждают, что «игрушки» оказывают влияние на отделы мозга, отвечающие за движение и зрение. К тому же достаточно часто видеоигры вызывают зависимость. Многие дети быстро привыкают к виртуальным стратегиям, что приводит к неутешительным реакциям: раздражительность, конфликты с родителями, плаксивость.
Помните, что у каждого действия есть свои последствия. И хорошие, и плохие. Старайтесь всегда помнить об этом!
Надеемся, что показанная методическая разработка будет полезна учителям при продумывании урока, а также родителям учащихся. Спасибо за внимание!