Найти в Дзене
КультТуристика

Великий английский пророк и художник Уильям Блейк

Уильям Блейк (1757–1827) поэт, художник и пророк Великой Британии, светоч британской культуры, был одним из самых самодостаточных и разносторонних творцов британской культуры этого времени, но все же уязвимым художником, который в свое время не получил должного признания современников, что было для него довольно болезненным.

Многие из его рисунков остались в безвестности до его смерти и не были оценены по достоинству до начала 20-го века, когда его открыли вновь, и его работа была действительно переоценена по достоинству.

Его стихотворение «Tyger Tyger» пользуется колоссальной популярностью и всегда производит должный эффект, а «Иерусалим» воспевается с гордостью на протяжении десятилетий, но его менее известные работы, особенно красиво выполненные и часто философские офорты, все еще не получили широкой огласки, им еще предстоит быть обнаруженными более широкой аудиторией.

Жизнь Блейка была мощной смесью потрясающего таланта и отчуждения.

Не боясь показаться причудливым и эксцентричным, как писали и пишут еще о нем некоторые критики, и как о недооткрытом гении - другие, он видел ангелов, древо жизни, райские кущи в их первозданном виде и регулярно общался с духами.

Он увидел призрака эпохи, идущего по его комнатам и намеревался написать свою собственную мифологию, стремился объяснить мир, создавая творческую вселенную, основанную на его вере в то, что каждый день в восприятии реальности замаскированы вечные и фундаментальные истины.

Его родители были радикалами и вселили в него недоверие к организованности мира вокруг, веру в мистическое, что, возможно, лучше проиллюстрировано в его эпической поэме «Иерусалим», когда Лос объясняет: «I must create a system or be enslaved by the divine» - «Я должен создать систему или погрязну в предвидениях». Это именно то, что Блейк намеревался делать, руководствуясь знакомыми духами, таких как его брат и другие знакомые лица. Для человека, который не любил организованную религию, так иронично, что самые востребованные и известные его работы – именно на религиозную тематику. Его видение религии и библейских историй настолько идет вразрез с традиционными представлениями, что часто завораживает и увлекает в вихре его идей.

Например, «Христос является апостолам после Воскресения» - поздняя работа, датированная начиная примерно с 1795 года. Рембрандтская фигура Христа в этом образе источает необычайное смирение в сочетании с внушительной силой и является одним из немногих положительных образов традиционной религии, которую Блейк когда-либо делал.

Уильям Блейк. Явление Христа апостолам после Воскрешения. Около 1795. 
https://www.flickr.com/photos/mazanto/47313862092
Уильям Блейк. Явление Христа апостолам после Воскрешения. Около 1795. https://www.flickr.com/photos/mazanto/47313862092

Герметический (не путать с герметичным – от Гермеса Трисмегиста – прародителя алхимии) язык и мощная символика его эпических стихов имеют огромное значение для его рисунков и живописных работ, и они не так просты для понимания, они многослойны, раскрывая раз за разом все новые и новые глубины.

Тем не менее, реконструкция многих его литографических работ и тот факт, что многие из них он делал с помощью прокатного пресса и соответствующих инструментов, говорит о влиянии исторического и культурного контекста на его визионерское творчество и помогает разместить его работы в контексте развития печати в конце 18-го и начале 19-го века.

В числе самых известных образов, которые были написаны Блейком и получили наибольшую популярность, входит «Ньютон», написанный около 1795–1805 гг. Блейк изображает математика как обнаженного молодого человека, который ломает голову над чертежом с циркулем в руках.

Уильям Блейк. "Исаак Ньютон". Ок.1795. https://flic.kr/p/bvgEr7
Уильям Блейк. "Исаак Ньютон". Ок.1795. https://flic.kr/p/bvgEr7

Вся сцена выглядит так, будто происходит на дне морском, согласитесь, несколько иррациональная композиция для такого рационального предмета. Однако в творчестве Блейка нет случайностей, и это важно помнить и учитывать всегда, но вряд ли в конце 18-го века Блейк в точности знал, как выглядит морское дно кораллового рифа, на который похожа скала «Ньютона». Однако можно с уверенностью сказать, что она живет своей жизнью, полна бурной растительности, пока он сидит без неподвижный, совершенно незаинтересованный этой живой красотой, сосредоточенный на циркуле у его ног.

Этот амбициозный принт, возможно, самый мощный у Блейка и символическое изображение бесполезности рациональной науки над иррациональным, противопоставление природы и веры, которой он придерживался на протяжении всей своей жизни.

Еще одна ключевая тема - фигура тиранического создателя. Ее можно увидеть в двух других крупных принтах из серии «Древнейшие дни», с ее изображением безмерно могущественного Уризена и «Элохим, создающий Адама» 1795–1805 гг.

Есть несколько прекрасных примеров его ранних работ, вдохновленных готикой, особенно Хар и Хева, с его невероятно трогательными объятиями между стариком и молодой девушкой.

Хар, Хева и Мнета. Иллюстрация к поэме Тириэль, перед 1789
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7d/Tiriel_plate2.jpg
Хар, Хева и Мнета. Иллюстрация к поэме Тириэль, перед 1789 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7d/Tiriel_plate2.jpg

Но есть и намеки на более темные видения Блейка. Особенно тревожит иллюстрация к произведению Томаса Грея «Ода о смерти любимой кошки, утонувшей в ванне с золотыми рыбками» примерно в 1797-1798 годах. Блейк изображает золотую рыбку как рептилийскую химеру, ожидающую кошку над ними, одетую в особый наряд, подобно даме-пантомиме.

Стихи Томаса Грея, Дизайн 7, Ода о смерти любимого кота. автора William Blake 1797
https://www.meisterdrucke.ru/kunstwerke/500px/William%20Blake%20-%20The%20Poems%20of%20Thomas%20Gray%20Design%207%20Ode%20on%20the%20Death%20of%20a%20Favourite%20Cat%20-%20%28MeisterDrucke-2202%29.jpg
Стихи Томаса Грея, Дизайн 7, Ода о смерти любимого кота. автора William Blake 1797 https://www.meisterdrucke.ru/kunstwerke/500px/William%20Blake%20-%20The%20Poems%20of%20Thomas%20Gray%20Design%207%20Ode%20on%20the%20Death%20of%20a%20Favourite%20Cat%20-%20%28MeisterDrucke-2202%29.jpg

Апофеоз этих чудовищ можно наблюдать в "Призраке блохи" около 20 лет спустя, где изображено, как через комнату крадется отвратительная, рогатая фигура с миской крови в руках.

Но такой угол зрения дает нам шанс обратить внимание на менее известные работы. Например, на фронтисписе "Врата рая", написанном для детей в 1793 году, изображен закоконованный мальчик с удивительно зрелым лицом, на листе, глаза его закрыты во сне, пока толстая откормленная гусеница смотрит на него. На титуле – возглас "Что такое человек", и легко увидеть этого коконированного мужчину-ребенка в образе самого Блейка, способного взглянуть на мир с детской точки зрения.

«Песни невинности», написанные и иллюстрированные для детей, очаруют каждого читателя нежными рифмами; взгляд на иллюстрации Блейка к ним похож на визуальное укутывание в удобное одеяло. Тем не менее, более острые «Песни опыта» представляют мальчика и девочку с обложки "Невинности", но впервые встретившихся лицом к лицу со смертью, когда они плачут у могилы своих родителей.

Эти две крайности - оптимистичные сильванские пастбища из "Песней невинности" и усталость от "Песней опыта" во всем мире - символизируют творческую карьеру Блейка. Его жизнь сама была полна фрустраций и разочарования, ведь он был человеком, чьи амбиции были настолько велики, чтобы претендовать на создание серии книг, которые могли конкурировать с Библией, но он никогда не мог продать больше нескольких экземпляров; человек, который общался с духами и ангелами, на деле имел крайне мало «земных» товарищей, и человек с жизнью-разочарованием в сочетании с периодами непобедимого оптимизма и чувством призвания. Но Блейк никогда не терял своего сердца и всегда слушал его. Есть легенда, что он воскликнул в конце своей жизни: "Я смеюсь над судьбой и продолжаю!".

Фигура Уильяма Блейка настолько загадочна и нетрадиционна для своего времени, что до сих пор и он сам и образы, которыми наполнено его творчество, становятся объектами самых разнообразных исследований и корреляций. Его стихи «гуляют» по художественным фильмам, его цитируют главные герои, ставшие культовыми (самый яркий пример – Ганнибал Лектор), его иллюстрации вдохновляют художников и по сей день.