Найти в Дзене
Высота

Принцы на ночной охоте. Сражения против британской короны

Форма пилота люфтваффе
Форма пилота люфтваффе

С самого зарождения люфтваффе, в среде пилотов поддерживался культ рыцарских традиций. Образы смелых и романтичных героев приобретали особый блеск, когда, на земле и в небе, лётчики, элита вооруженных сил, служили рядом с молодыми людьми из высшего сословия. Бароны, графы, маркизы и даже принцы в форме авиаторов – обычная практика знатных домов Европы.

К тому же, титулы отдельных пилотов, как нельзя лучше подчеркивали престиж этой военной профессии. На него работала вся внешняя атрибутика, начиная с формы и заканчивая наградами: кресты, золотые дубовые листья, бриллианты. Для имеющих титулы война была такой же частью жизни, как светский раут, поездка в поместье, замок, или на охоту.

-2

В подразделении «Nachtjäger» (ночные охотники) несли службу самые настоящие принцы. Два рыцаря неба сложили головы за фюрера и Третий рейх. Их терзали сомнения, по крайней мере в вопросе «За что они воюют?», но, верные присяге и Родине, продолжали нести службу. Они были похоронены в соседних могилах на военном кладбище Иссельштейн в Нидерландах.

Оба относились к престижной истребительной авиации, но к той её ветке, которая в начале войны воспринималась, как не очень полезная. Хотя её необходимость не оспаривалась. Для молодых людей назначение пилотом на тяжеловесные машины с двумя двигателями было скорее наказанием, чем возможностью. И слава, и подвиги требуют света. Не складывают легенды о рыскающих в ночи.

Этот тип машин выжил в бесславных для тяжёлых истребителей баталиях «Битвы за Британию», где их терзали ловкие «Spitfire» и упорные «Hawker Hurricane». Но, уже с середины войны ситуация изменилась кардинально. Воздушная война развернулась, практически, над всей территорией Европы и в небе Германии. И здесь они нашли своё место.

«Junkers-88G» ночной охотник
«Junkers-88G» ночной охотник

Оснащение тяжёлых истребителей радаром и новейшим вооружением для охоты на бомбардировщики союзников превратило эти самолёты из мальчиков для битья в грозное боевое оружие. Это не сказалось на титулах принцев, но отразилось на их боевом статусе. Теперь расскажем о героях статьи, только факты и по порядку.

Принц Генрих цу Сайн-Витгенштейн
Принц Генрих цу Сайн-Витгенштейн

Победы туза люфтваффе Генриха Александра Людвига Петера Принца цу Сайн-Витгенштейна наносились на фюзеляж ночного охотника «Junkers-88G». Бывший кавалерист начал лётную карьеру на «Heinkel He-111» в Kampfgeschwader 1 (боевой эскадре) и Kampfgeschwader 51, где нёс службу в качестве наблюдателя и, позже, пилота. За его плечами миссии во Франции, в Британии и вторжение на Восточном фронте.

Heinkel He-111
Heinkel He-111

В конце 1941 года Генрих был переведен в эскадру ночных истребителей. Первую победу он одержал в ночь на 7 мая 1942 года. К октябрю на его счету было уже. 22 победы, за что он был награждён высшей наградой Германии рыцарским железным крестом. В январе 1944 года к кресту добавились дубовые листья за 83 сбитых самолётов.

Его высочество не давал повод сомневаться в своих воинских качествах, но «голубая кровь» давала о себе знать. Так, после одного из полётов, он отправил под арест, на трое суток, своего радиооператора, потерявшего радарный контакт с самолётом противника. Это был серьезный просчёт, но так было не принято. Ещё он мог позволить себе, в бою, требовать от младших сослуживцев, оставить для себя жертву, хотя в боевой контакт уже вступила другая машина крыла.

Вольфганг Фальк
Вольфганг Фальк

Вольфганг Фальк, отец немецких сил ночных боев, говоря о Принце цу Сайн-Витгенштейне, отказывал ему в лидерских качествах, но отмечал интуицию пилота, называя её личной радиолокационной системой. Шестое чувство не раз выручало принца в бою. Он всегда знал, где находится самолёт противника.

В 1943 году у принца сформировалось особое чувство к отцу нации Гитлеру, он глубоко в нём разочаровался. Были даже высказывания о необходимости застрелить его, а для этого использовать церемонию награждения. Но он продолжал бороться за Германию из чувства долга перед страной, а может быть, из-за счёта побед, в соревновании с товарищами-пилотами.

«Lancaster»
«Lancaster»

Последний вылет Принца цу Сайн-Витгенштейна состоялся 21 января 1944 года. Во время перехвата британских бомбардировщиков «Lancaster» встречным огнём было повреждено крыло его «Ju-88». Самолёт загорелся. По его команде экипаж покинул воздушное судно, прежде чем машина исчезла в ночном небе. Принца нашли на следующий день, недалеко от обломков его охотника.

Травма головы и нераскрытый парашют дают право предполагать, что его ударило о самолёт, а зацепившийся парашют приговорил его к смерти. Посмертно он получил мечи к своему рыцарскому кресту и венки к кресту на надгробии.

Принц Эгмонд цу Липпе-Вайссенфельд
Принц Эгмонд цу Липпе-Вайссенфельд

Другой наш герой Эгмонд Принц цу Липпе-Вайссенфельд уже в подростковом возрасте был опытным пилотом планеров. Страсть к полётам пересилила любовь к музыке, спорту, отдыху на природе и охоте. Аншлюс Австрии открыл ему дорогу в люфтваффе, где он стал пилотом на «Messerschmitt Bf-110 С» с Zerstörergeschwader 76 (эскадра эсминцев), а затем пересел на ночной истребитель «Messerschmitt Bf-110 G-4» Nachtjagdgeschwader 1.

«Messerschmitt Bf 110G-4» ночной истребитель
«Messerschmitt Bf 110G-4» ночной истребитель

Принцу Эгмонду пригодились его навыки охотника и планериста. Точная стрельба и умение добиться скольжения даже от тяжёлой, с двумя двигателями, махины, открыли в нём талант прирожденного пилота-истребителя. В 1-й эскадрильи ночных охотников он летал в паре с принцем Генрихом цу Сайн-Витгенштейном, который был у него ведомым.

Первой победы Эгмонд добился намного раньше Генриха, ещё в ноябре 1940 года, а к апрелю 1942 года принц сбил 21 самолёт и был награждён Рыцарским железным крестом. Спустя три месяца он в звании капитана, с 37 победами возглавил группу. В августе к кресту он получил дубовые листья.

-10

Военную карьеру прервало авиа происшествие. Его самолёт потерпел крушение в Арденнах, неподалеку от Сент-Хьюберта. Снежная буря, низкая облачность и обледенение машины привели к столкновению с возвышенностью. Вместе с ним погибли члены его экипажа оберфельдвебель Йозеф Ренетт и унтер-офицер Курт Рёбер. После войны его похоронили рядом с его ведомым, погибшим раньше на несколько месяцев.