.Во времена Рамо, как и в XX веке, Галантные Индии, представленные на сцене, ждала примерно одинаковая судьба: оставаясь чем-то экзотическим и чужеродным, они становились, вне зависимости от эпохи, увеселительным спектаклем, подчиняющимся всем законам западно-европейского театра. Но все же проецируя себя на сцену, Запад получал возможность посмотреть на себя со стороны.
В 1735 году, на склоне лет, ему было ровно пятьдесят, Жан-Филипп Рамо, уже известный к тому моменту светский композитор, только во второй раз за свою карьеру исполнял в Королевской Академии музыки произведение, написанное им для театра: свою первую оперу Ипполит и Арисия он сочинил двумя годами ранее, в 1733. На этот раз он представил свою новую работу, сочинение в жанре оперы-балета - Галантные Индии, в которых любовная интрига представала в довольно экзотическом антураже - от доколумбовой Америки до Востока, как указывалось в названиях Антре: "Великодушный Турок", "Перуанские Инки", "Персидский праздник цветов", "Дикари" из Северной Америки .
Галантные Индии родились на волне ориентализма, буквально захватившего европейскую художественную жизнь, и в частности, французскую: между 1704 и 1717 годами появился перевод Тысячи и одной ночи Антуана Галланда, в 1721 год - Персидские письма Монтескье, Сами Галантные Индии , впервые исполненные в 1735, были написаны при покровительстве высокодоходной Индийской Компании, которая в тот период пыталась распространить свою экспансию и влияние на восточные моря. Но при ближайшем рассмотрении, экзотичность Рамо не заходит слишком далеко: Инки танцуют Луру (старинный народный танец), персиане - гавот, и разговаривают они при этом на безупречном французском, свойственном французским придворным. Рамо искусно использовал в антре "Дикари" тему, заимствованную у настоящих индейцев, выступавших в Париже в 1725 году, но ее использование остается чисто декоративным: еще далека та эпоха, в которой западные музыканты начнут задумываться о, например, включении восточных напевов в свои сочинения или об интеграции "этнических" музыкальных инструментов в оркестровки. В сценические костюмы костюмер первых спектаклей Галантных Индий 1735 года, Жан-Батист Мартэн, попытался добавить детали традиционно ассоциирующиеся с одеждой Инков, такие, как пластины с изображением солнца, или пояса из перьев, выглядевшими богато и громоздко. Но уже в возобновлениях спектакля в 1760х годах, те же самые элементы, использованные Луи-Рене Боке, были полностью интегрированы в туалеты аристократов чистого стиля эпохи Людовика XV.
Одним словом, Европа отражается в Индиях как в зеркале: здесь в прочем, экзотическое используется для удовлетворения жажды зрелищ и развлечений сфокусированной на себе части Западного общества. И все же, глядя в это зеркало, Европе удается дистанцироваться: аналогично тому, как Монтескье использовал Персов в своих Письмах: у них была своя культура и свое отношение к Западу, а статус иностранцев позволял им выявлять и критиковать проблемы европейской цивилизации. Также и у Рамо: верховный жрец Уаскар осуждает алчность испанских завоевателей, высказываясь в духе парижского философа: "Золото, которое всего лишь является украшением наших алтарей / это единственный бог, которому поклоняются тираны".
Исчезнув из репертуара на почти два века, Галантные Индии вновь появились на сцене Парижской Оперы в 1952 году, в период, когда вновь появился интерес к барочной опере. Директор Оперы того времени, Морис Леманн, постановщик музыкальных комедий и грандиозных массовых представлений, предложил новую постановку, собираясь применить свои коронные режиссерские приемы в области большой оперы. «Вне всякого сомнения, великолепие, царящее в этом спектакле, соотносится с роскошью и великолепием, так ценимыми современниками Рамо», утверждал Леманн. Несомненно, даже костюмы, представлявшие собой меланж имитации платьев эпохи Рамо и костюмов кабаре, нарочито по-голливудки эротических, прекрасно подходили для постановки 1952 года. И то что Рамо сделал с Востоком, в XX веке Парижская Опера сделала с самим Рамо: под предлогом показать публике малознакомую далекую реальность, ставится напыщенный спектакль, все составляющие которого гарантируют успех у публики, и ясно демонстрируют цели аудитории и желание театра сделать спектакль рентабельным. Филипп Херревеге это прекрасно понимал: « Я вижу как с помощью обмана такое произведение как Галантные Индии завоевывает огромный успех у публики, хотя по сути от шоу Фоли-Бержер отличается, разве что с более культурными предпосылками». Можно также вспомнить комментарии Ролана Барта, которые он опубликовал в 1955 году в журнале "Популярный театр" / Théâtre populaire, описывая эту постановку Галантных Индий в Парижской Опере сквозь призму буржуазного театра: материальная роскошь - это то, что предлагается зрителю за его же деньги. «Довольно очевидно, на что ведется расчет: иллюзорная роскошь костюмов составляет зрелищную подмену, гарантирующую успех; иными словами, за костюмы зрители платят охотнее, чем за эмоции или важную мысль».
И все же, этот театр грандиозных представлений, иногда обличает сам себя, функционируя как своя собственная пародия. В постановке, впрочем не было недостатка в заигрываниях со зрителями; такова, например, была машина, гордо анонсированная в программке спектакля 1952 года, разбрызгивавшая духи среди публики: намек зрителям XX века на всем еще со школы известный факт, что французы времен Людовика XV, вместо того, чтобы регулярно мыться, пытались перебить косметическими средствами запахи тела, которых в зрительном зале должно было быть предостаточно. И выходило, что эта историческая реконструкция второго уровня, оставляла зрителей Оперы в дураках.
Рамо сегодня удостоен чести быть представленным в Национальной Библиотеки Франции, которая на своем сайте Gallica опубликовала оцифрованные коллекции, хранящие память о композиторе. Там можно увидеть некоторые из декораций и костюмов постановок Галантных Индий разных лет, а также материалы по другим его театральным произведениям.
А мы приглашаем в кинотеатры на продолжающиеся показы оперы-балета Галантные Индии 2019 года в Opera de Paris в постановке Клемана Кожитора и хореографа Бинту Дембеле, в исполнении лучших солистов Парижской Оперы, мастеров стрит-данса из группы Rualité , камерного хора Намура и Барочного оркестра «Средиземноморская капелла» под чутким руководством Леонардо Аларкона. Расписание и билеты: OperaHD.ru
Автор: Валер Этьен,
Источник: https://www.operadeparis.fr/magazine/le-miroir-des-indes